Муниципальные транспортные предприятия в Тольятти переживают финансовый кризис - если они не получат ожидаемых средств из бюджета, то речь уже пойдет о банкротстве перевозчиков. Однако спасти одну из самых больных точек города - транспортную систему - еще возможно. Для минимальной жизнеспособности и рентабельности тольяттинского транспорта в местный бюджет необходимо заложить 411 миллионов рублей компенсации.
О неблагополучной ситуации в транспортной отрасли депутатам тольяттинской думы на комиссии по городскому хозяйству доложил руководитель городского департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Геннадий Таранов.Чтобы сохранить в следующем году сопоставимый с нынешним годом объем пассажирских перевозок и обеспечить муниципальным транспортным предприятиям хотя бы минимальную рентабельность, в бюджет Тольятти необходимо заложить 411 миллионов рублей компенсации.
Получается, что сейчас транспортной системе придется в буквальном смысле "доживать" до конца года.
Дело в том, что отрасль получает из бюджетов различных уровней денег меньше, чем требуется. В бюджете на этот год департамент, отвечающий за городской транспорт, должен был получить одну сумму, а на деле приходится довольствоваться другой. "Субсидии на возмещение затрат по нерентабельным маршрутам были предусмотрены в размере 120 миллионов, тогда как финансовая заявка по отрасли составляла 370 миллионов рублей", - сообщили в пресс-центре городского парламента. По словам руководителя управления транспорта и связи департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Александра Козьякова, за восемь месяцев с начала года транспортники выполнили более 646 тысяч рейсов, перевезли при этом почти 31,5 миллиона пассажиров. Доходы от кондукторской выручки и продажи проездной документации составили 226,4 миллиона рублей, однако эти деньги не в состоянии покрыть реальные расходы муниципальных предприятий. Ведь себестоимость одной поездки на некоторых городских маршрутах уже достигла 14,69 рубля в автобусе и 13,50 рубля в троллейбусе. Тогда как цена билета остается неизменной - 10 рублей.
Оставляя стоимость проезда прежней, транспортные предприятия города, по сути, играют против самих себя - работают себе в убыток. Так, по словам руководителя управления транспорта и связи Козьякова, убытки предприятий за восемь месяцев составили 113 миллионов рублей по АТП №3 и 36,3 миллиона по тольяттинскому троллейбусному управлению. Эти организации, можно сказать, "висят на волоске" от банкротства. Долги АТП №3 варьируются около 168 миллионов рублей, а долги ТТУ - 68,2 миллиона.
Пока специалисты департамента видят решение проблемы в повышении стоимости проезда. В настоящее время департаментом готовятся предложения по увеличению с января 2009 года стоимости проезда до 12 рублей. Естественно, стоимость проездных билетов тоже возрастет. Однако разницу между ожидаемыми доходами и грядущими расходами транспортники рассчитывают покрыть за счет субсидий и компенсаций, в том числе и из местной казны. На эти цели ориентировочно потребуется 411 миллионов рублей. Еще 11 миллионов предприятия рассчитывают получить на закупку и обновление навигационного оборудования.
Напомним, что самарский транспорт тоже переживал нелегкие времена. Местному департаменту транспорта выделили на решение проблем 840 млн рублей. А до того были введены электронные проездные, что позволило сохранить стоимость проезда прежней. Но учащимся и студентам стоимость снизили до 5 и 7,5 руб. соответственно.
В Тольятти транспортная проблема пока в стадии разрешения. Еще неизвестно, будет ли заявка в размере 411 миллионов удовлетворена в полном объеме. Однако на прошедшем в среду заседании городской думы депутаты предприняли попытку хоть как-то улучшить положение городского транспорта. Местные парламентарии предложили внести поправки в бюджет, направив 5,6 млн руб. в профильный департамент для частичного покрытия убытков муниципальных транспортных предприятий от перевозки граждан на нерентабельных маршрутах. Связаться с руководителями транспортных предприятий Репортеру не удалось. Дело в том, что директор АТП № 3 Анатолий Рудзинский и директор тольяттинского троллейбусного управления Александр Абрамов в настоящее время находятся в отпуске. Примечательно, что в думе принимают решения о внесении поправок в бюджет, касающихся напрямую предприятий, а руководители в это время отдыхают. Как сообщили в подчиняющихся им организациях, оба начальника выйдут из отпуска на следующей неделе.
Стоит отметить, что для Тольятти транспорт - вечная головная боль. Еще при прежнем руководителе транспортного управления Владлене Кабановетранспортная отрасль испытывала огромные трудности. С приходом новой команды у руля управления поставили Александра Козьякова, в прошлом занимающего пост председателя ассоциаций таксомоторных перевозчиков Ростовской области. Тогда, представляя журналистам иногороднего чиновника, руководитель департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Геннадий Таранов отметил его большой опыт работы в транспортной отрасли: "Этот человек обладает большим опытом работы во всех сферах транспортной отрасли и, на мой взгляд, он является наиболее оптимальной фигурой, которая реально принесет пользу городу". По информации Репортера, Козьяков довольно успешно работал на прежнем месте, где ему удалось вывести из кризиса транспортные предприятия. Возможно, именно этими обстоятельствами руководствовались в мэрии, когда искали замену Кабанову. Но, судя по сегодняшней ситуации, царящей в транспортной системе Тольятти, лучше пока не становится.
Проблемы транспортников пытаются решить местные депутаты. Как стало известно Репортеру, народные избранники решили обратиться в прокуратуру. Такой шаг депутаты обосновывают тем, что из других уровней бюджета своевременно не поступают деньги за компенсацию перевозки льготников. Они надеются, что в будущем вопрос с перечислениями денежных средств будет решаться быстрее.
Вернуться же к обсуждению вопроса о выделении субсидий из бюджета депутаты планируют в ноябре. К этому времени городские власти намерены подготовить план мероприятий по развитию пассажирского транспорта Тольятти на 2009-2011годы.
Сергей ЖУКОВ, «Репортер»