Депутат Государственной думы Анатолий Иванов рассказал «Советнику» об экономических и политических перспективах развития Тольятти накануне выборов в гордуму и прокомментировал широко обсуждаемый проект передачи объектов социальной сферы АвтоВАЗа муниципалитету
- Может ли Тольятти рассчитывать на поддержку федерального бюджета при передаче объектов социальной сферы автозавода городу?
- Хотя в интервью в одной из тольяттинских газет Сергей Наумов, старший вице-президент АвтоВАЗа, утверждает, что федеральный бюджет заводу поможет, ситуация неоднозначная. Завод просит у государства около 1,8 млрд рублей в год на эти цели. Причем в таком режиме АвтоВАЗ просит финансировать проект на протяжении трех лет. Об этом идет речь в письме президента ОАО «АвтоВАЗ» Бориса Алешина, которое руководство завода направило вице-премьеру правительства РФ Игорю Сечину в конце июня текущего года. Вице-премьер его направил в четыре министерства правительства РФ - Минфин, Миэкономразвития, Минрегионразвития и Минпром. Сечин установил срок - две недели - для формирования предложений. Но до настоящего времени еще никаких решений не принято. И ситуация для руководителей, автозавода до сих пор не понятна.
На прошлой неделе в понедельник я по просьбе руководства автозавода через аппарат фракции ЕР в Госдуме задавал вопрос министру финансов Алексею Кудрину как раз об этом. На заседании президиума фракции ЕР рассматривался бюджет на предстоящие три года, и я спросил, какова судьба письма Алешина и может ли рассчитывать Тольятти на те средства, что просит. Кудрин ответил, что не видел этого письма и не знает о нем. Но он пояснил, что это дело не федерального бюджета, если речь идет об оказании помощи муниципальному образованию, а регионального бюджета. Министр попросил меня передать ему это письмо, что я и сделал на следующий день. Я думаю, что письмо прошло через аппарат Минфина и был дан ответ в соответствии с законодательством. Дело в том, что сейчас по закону нет механизмов, по которым можно было бы передать средства из федерального бюджета муниципальному. Причем даже если поручение даст президент, Кудрин не сможет его выполнить, потому что если он деньги направит, это будет нецелевым расходованием средств - нет такой статьи расходов в федеральном бюджете.
Единственный возможный вариант в данной ситуации - это если бы Самарская область была дотационной. Тогда можно было бы в рамках дотаций выделить эти средства. Поэтому я не знаю, как именно решится данная проблема, возможно, будет волевое решение президента или председателя правительства. В любом случае эти средства будут сначала направлены не в Тольятти напрямую, а в бюджет Самарской области. Региональные же власти их передадут Тольятти.
Но как мы знаем, губернатор Самарской области Владимир Артяков встречался недавно с Дмитрием Медведевым, и, возможно, речь шла в том числе и о об этой проблеме. Возможно, в результате появится какое-то поручение президента. Кстати, одно поручение президента, когда это кресло занимал еще Владимир Путин, было - от 20 декабря 2005 года. Я этим вопросом занимался еще в прошлом году, дважды обращался к председателю правительства, чтобы он дал мне информацию, что планируется делать в поддержку автопрома в целом и АвтоВАЗа конкретно, в том числе и в связи с передачей социальных объектов завода городу. Из ответов на мои запросы я узнал о том, что указанным поручением президент дал задание предпринять меры по поддержке АвтоВАЗа. Что касается компенсации расходов по передаче социальных объектов, как было отмечено в одном из ответов, этот вопрос находится в процессе обсуждения. Но нельзя сказать однозначно, идет ли в этом поручении речь о компенсации заводу или городу. На мой еще один запрос мне был дан ответ, что в бюджете на 2008-2010 годы на эти цели средств не предусмотрено.
Но если даже из федерального бюджета средства не поступят, в бюджете Самарской области сейчас, как и в ряде регионов, существует значительный профицит, что подтвердил и Кудрин. Профицит доходит до 40%. То есть сейчас бюджет Самарской области с учетом 40% профицита составляет более 100 млрд рублей. Наверное, при необходимости из этих средств на подобные цели областное правительство может выделить средства Тольятти. Я надеюсь, что областной бюджет окажет городу в этом поддержку. В любом случае работники завода пострадать не должны, и депутаты всех уровней от Тольятти будут отстаивать эту позицию, в том числе и я.
- А как вы оцениваете перспективы развития технопарка?
- По этому поводу у меня был запрос в правительство РФ. Мне дали ответ, что решение правительства о необходимости создания технопарка в Тольятти принято. Сейчас пока оно еще не оформлено, так как необходим проект. Его готовит правительство Самарской области, но по мере подготовки проекта мы все видим, что технопарк уже фактически создается. Так, принято решение о строительстве шинного и резинотехнического заводов. Процесс идет. Почему я уверен, что Тольятти останется в зоне интенсивного развития? Да потому, что здесь есть культура производства, удобные транспортные связи, обученный персонал, подготовленный к работе на производстве по выпуску продукции автопрома. А это очень актуально на фоне дефицита высококвалифицированных рабочих в стране в целом. Я оптимистично настроен: Тольятти будет развиваться и процветать.
- Но развитие и жизнедеятельность города зависит не только от градообразующего предприятия, но и от стабильной работы исполнительной и представительной власти. Как вы оцениваете их работу?
- О гордуме можно говорить, имея в виду уже будущие выборы. Я лично не поддерживал идею внесения поправки в устав о смешанной системе выборов. Хотя понимаю, почему малочисленные партии, имеющие свои отделения в Тольятти, так горячо поддержали эту идею. Я знаю состав этих местных отделений - у них сейчас просто нет ни одной яркой, значимой личности, которую бы поддержали избиратели. То есть они бы вряд ли прошли по одномандатным округам, поэтому чисто прагматично активно поддерживали эту поправку. Я же выступал против, так как считаю, что эта схема на муниципальном уровне вредна. Даже если ориентироваться на вертикаль власти, на мой взгляд, это уже сверх разумной нормы. Причем данная поправка в устав города Тольятти не последняя. События развиваются так, что, мне кажется, новый созыв думы примет еще одну поправку в устав о том, что мэр будет возглавлять думу, а городом управлять станет наемный сити-менеджер. На мэра же будут возложены в основном представительские функции.
Что же касается новой команды мэрии, то я пока не со всеми знаком. Но при этом я Анатолия Николаевича Пушкова знаю как умного, демократичного человека, опытного управленца. Что же касается его подчиненных, то есть ощущение, что прошлая команда, когда еще мэром был Николай Уткин, а его первым заместителем Николай Ренц, была более профессиональной. Зато у Пушкова более молодая команда, они, конечно, повысят профессиональный уровень, но это дело времени. Не скрою, я ожидал, что новому мэру будет оказана более действенная помощь, в первую очередь именно в подборе подчиненных.
- Сейчас много говорится о дальнейших перспективах развития завода. Есть разговоры о продаже контрольного пакета акций французам. Горожан же прежде всего волнует вопрос: не будет ли это чревато масштабными сокращениями на заводе?
- Сейчас в рамках государственной политики контроль над такими крупными, значимыми предприятиями иностранцам не отдается. Это в данное время жесткая позиция государства. И потом, Renault пришел на автозавод, значит, он не погибнет. Зачем было французам приходить сюда, не имея перспектив и желания развивать производство? Однозначно завод будет развиваться, пусть и в представлении Renault. Французы, конечно, будут стремиться продавать прежде всего свои машины. Но все же наши автомобили сегодня пользуются спросом, приносят прибыль заводу, и пока это будет происходить, зачем закрывать данный проект? Постепенно, с учетом расширения в России производства зарубежных автомобилей, наших машин, конечно, завод будет выпускать все меньше. Но это никак не затронет работников завода. Сейчас сокращение сотрудников идет естественным путем. Люди уходят на пенсию, увольняются, а на их места уже не набирают столько человек. Я, как выходец с АвтоВАЗа, могу сказать: пока производство действует в этом виде, с тем оборудованием, что сейчас есть, больших сокращений не должно быть. Ведь порядка 50% - это старое оборудование, и оно требует большого количества обслуживающего персонала. То есть сейчас рабочих сократить невозможно. Но по мере сужения вазовского производства будет сокращаться постепенно количество сотрудников. Возможно, уменьшится число смен или постепенно будет уменьшаться количество линий, производящих наши машины, в пользу увеличения числа линий по производству автомобилей Renault, которые будут выпускаться под маркой «Лада».
Елена ШПАГИНА, «Самарский советник»