Свыше 60 млрд руб. будет вложено в развитие тольяттинских дорог до 2025 года
По словам руководителя департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи мэрии Геннадия Таранова, в течение шести последних лет улично-дорожная сеть в Тольятти не увеличилась ни на метр, в то время как автомобилей стало почти вполовину больше. Исчерпавшая себя пропускная способность магистралей, их существенный износ привели не только к возрастанию аварийности на дорогах, но и к серьезным транспортным заторам, преодолевать которые горожанам приходится ежедневно. При этом, согласно прогнозам транспортников, количество автомобилей в Тольятти продолжит и впредь увеличиваться в среднем на 20% в год.
Очевидно, что улично-дорожная сеть нуждается сегодня в срочном проведении не только капитального ремонта и реконструкции, но и расширения за счет строительства новых автомобильных дорог, — отмечает Геннадий Таранов. — Для того чтобы реализовать существующие в настоящее время планы, мэрией подана заявка на участие в областной целевой программе развития автодорог, сроки реализации которой ограничены 2025 годом. В настоящее время документ, реализовывать который планируется на условиях софинансирования с использованием средств местного и регионального бюджетов, проходит согласование в области. Если заявка муниципалитета будет утверждена на уровне субъекта Федерации, Тольятти сможет рассчитывать на получение средств из региональной казны в объеме порядка 60 млрд руб.
Часть упомянутых чиновником средств в размере 5,5 млрд руб. планируется направить на капитальный ремонт 172 км автомобильных дорог города, еще 10 млрд руб. будут израсходованы на реконструкцию 37 км магистралей. Львиную же долю бюджетных средств в размере 44 млрд руб. муниципалитет планирует направить на строительство новых транспортных артерий, общая протяженность которых составит 54 км.
Говоря о развитии улично-дорожной сети, Геннадий Таранов отметил, что значительное внимание город планирует уделять не только объемам, но и качеству выполнения работ.
Соответствующие требования заложены в муниципальные контракты, на основе которых работают исполнители, — рассказал чиновник. — Мы четко отслеживаем как капитальный ремонт, так и строительство автодорог на всех этапах. Внимание уделяется и сертификации расходных материалов, и процессу изготовления асфальтобетонной смеси, и условиям ее перевозки к месту проведения работ, и соответствию нормативам используемой при укладке дорожного полотна техники. Более того, по завершении укладки покрытия образцы такового направляются в центральную строительную лабораторию города, специалисты которой исследуют результат работы подрядчиков по ряду параметров. В случае выявления несоответствий исправлять допущенные нарушения исполнителям придется за свой счет.
По словам чиновников, в целях повышения качества работы подрядчиков в этом году изменен и порядок расчета с ними. Если ранее приступать к выполнению заказа дорожные службы могли после получения аванса в размере 30% от стоимости контракта, теперь оплату такового чиновники производят лишь по факту подписания актов приема-сдачи. Таким образом в мэрии рассчитывают улучшить качество дорожного полотна, гарантия на которое согласно условиям муниципальных контрактов составляет не менее пяти лет.
Говоря о том, каким образом будет развиваться сеть автомобильных дорог в пределах городской черты, Таранов подчеркнул: помимо бюджетных средств город намерен активно привлекать и частные инвестиции. Тем более положительный опыт в этом направлении уже есть.
В настоящее время подрядная организация завершает работы по строительству автодороги на продолжении улицы 40 лет Победы на участке вдоль 21 квартала, а также полукольца, прилегающего здесь к Южному шоссе, — заметил чиновник. — Финансирование мероприятий по договоренности с муниципалитетом взяли на себя владельцы торгового комплекса Metro Cash&Carry, затратившие на эти цели порядка 20 млн руб. Аналогичными социально значимыми обязательствами мы планируем наделить владельцев торгового центра Castorama, строительство которого ведется близ молла ォПарк Хаусサ, а также инвесторов, планирующих разместить в нашем городе центр IKEA.
Чего ждать тольяттинцам в части появления принципиально новых автомобильных дорог и транспортных развязок, способных освободить город от изнурительных пробок? Отвечая на этот вопрос, руководитель отраслевого департамента поведал прежде всего о том, что уже в 2009 году будет продолжено строительство многоуровневой транспортной развязки на пересечении Обводного и Южного шоссе. На эти цели из областной казны, согласно проекту бюджета, планируется получить не менее 300-350 млн руб. К счастью, вопрос с собственниками земли, на которой частично развернется строительство, по словам чиновника, решен, и мэрии осталось лишь оформить необходимые документы и поставить земельные участки на кадастровый учет. Кстати, новенькая транспортная развязка, как рассказал собеседник ォПСサ, также украсит пересечение Автозаводского, Хрящевского и Южного шоссе. Последнее в перспективе планируется снабдить 2-полосным дублером, который пройдет вдоль торговых центров и позволит разгрузить основную магистраль за счет вывода с нее транзитного транспорта. Более того, в целях увеличения пропускной способности шоссе чиновники, как выяснилось, рассчитывают не только реконструировать надземный пешеходный переход в районе транспортного управления ВАЗа, лишив его центральной опоры, но и открыть для движения сквозные проезды по автомобильным кольцам, расположенным здесь же. Соответствующие вопросы, со слов Таранова, находятся сегодня в стадии проектирования. Отдельное внимание будет уделено и центральной части города — здесь уже к концу 2009 года обещают завершить проектирование работ по расширению улицы Мира на участке от городского парка до улицы Индустриальной.
Что же до автодороги, пролегающей через зону отдыха, расширять ее, несмотря на протесты населения, все-таки придется, — констатировал чиновник. — Ведь необходимость наличия альтернативной дороги между Автозаводским и Центральным районами очевидна. Безусловно, идеальным решением проблемы стало бы строительство новой лесной дороги, которая соединит межу собой улицу Баныкина и Ленинский проспект. Однако перспективный срок реализации данного проекта специалисты оценивают не менее чем в 5-6 лет. А значит, единственным вариантом на сегодня остается увеличение до четырех полос существующей магистрали. Пока говорить о начале работ не приходится, поскольку мы в настоящее время ведем переговоры с собственниками земли в количестве 17 единиц о том, чтобы включить часть принадлежащих им территорий в реализацию данного проекта. Отмечу лишь, что по состоянию на 1 июля текущего года объем средств, необходимых для проведения расширения дороги в зоне отдыха, оценивался специалистами примерно в 770 млн руб. Что же до сроков реализации идеи, на это уйдет не менее 1-1,5 лет.
Как рассказал Таранов, на выходе город получит вместо узкой дороги, напоминающей местами горный серпантин, современную магистраль, снабженную надземными пешеходными переходами, достаточным количеством остановок общественного транспорта, пешеходными тротуарами и велосипедными дорожками, а также двумя электроподстанциями и новенькой контактной сетью. Последние, к слову, будут использоваться для организации новых троллейбусных маршрутов, которые соединят между собой Центральный и Автозаводский районы. Остается добавить, что в целях повышения безопасности движения через зону отдыха при расширении существующей дороги планируется также несколько изменить ее направление. Речь идет о нескольких наиболее опасных участках, которые, как ожидается, в эксплуатации обновленной транспортной артерии задействованы не будут. На смену им придет дорожная ветка с увеличенным радиусом, проложить которую планируется в объезд опасного участка.
Не стать Венецией
Отдельное внимание Таранов уделил проблемам вывода с магистралей сточных и талых вод. По словам чиновника, общая обеспеченность города ливневыми канализациями составляет сегодня 62%. При этом лучше всего обстоят дела в Автозаводском районе, где исправно действующими ливневками охвачено 97% магистралей, а хуже всего — в Комсомольске, количество коллекторов в котором составляет четверть от норматива. Впрочем, наиболее острой проблема вывода воды с автодорог остается в центральной части города. Несмотря на то, что ливневками район охвачен на 60%, длительное отсутствие реконструкции давно вывело большинство коллекторов из строя. Для решения данной проблемы в 2008 году бюджетом города предусмотрено 7,2 млн руб., в 2009 году — 10,8 млн руб., в 2010 году — 12,4 млн руб., а в 2011 году — 15 млн руб. Эти средства, со слов чиновника, будут направлены на реконструкцию уже существующих и строительство новых ливневых канализаций в Центральном районе. Соответствующее проектирование взяла на себя челябинская компания, услуги которой обойдутся казне в 7,9 млн руб. Что же до непосредственного начала работ, таковое намечено на весну 2009 года.
Юлия Романенко,
ォПлощадь Свободыサ, Тольятти