В середине прошлой недели тольяттинские чернобыльцы заявили о своей готовности провести трехдневную голодовку у стен мэрии. Городским чиновникам удалось убедить активистов общественного движения отменить акцию протеста. Но урегулировать спорные вопросы до конца власти не смогли. Лидеры общественной организации сейчас готовят обращение к президенту РФ, его копии будут направлены председателю правительства РФ, председателю совета федерации, председателю Госдумы, руководителю комиссии по правам человека при президенте РФ, министру здравоохранения и соцразвития РФ, губернатору Самарской области, председателю Самарской губернской думы.
Требования чернобыльцев сводятся к девяти пунктам, вопросы по двум из них удалось снять после совещания, прошедшего на днях в мэрии Тольятти под председательством зама мэра по социальным вопросам Сергея Ботова. Только после этого члены общественной организации приняли решение об отмене пикета мэрии.
Основные претензии чернобыльцев касались проблемы монетизации льгот. Несмотря на то, что участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, граждане получившие или перенесшие лучевую болезнь, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы включены в федеральный регистр льготников, законодательством не определен характер ежемесячной денежной выплаты в качестве замены натуральных льгот. Поэтому, по словам руководителя департамента социальной поддержки мэрии Тольятти Ларисы Заребовой, нет возможности оценить, какие конкретно натуральные льготы заменены на выплаты.
К решению атой проблемы уже подключились областные власти. 19 мая председатель правления ТОООЧ «Союз ветеранов Чернобыля» Николай Петрухин получил официальный ответ на запрос от министра здравоохранения и соцразвития Самарской области Вадима Куличенко. В нем отмечается, что сейчас в правительстве области разрабатывается специальная программа медицинской реабилитации граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской аварии. Мэрия Тольятти направила в область свои предложения в эту программу, которые, в частности, касаются бесплатного зубопроте-зирования и мер соцподдержки по оплате коммунальных услуг членам семей, проживающим совместно с чернобыльцами. А пока Лариса Загребова заверила общественников, что департамент подготовит справку, официально подтверждающую ранее действующие льготы по услугам ЖКХ и оплате занимаемой площади в размере 50%. В документе будет указано, что эти льготы отменены 1 октября 2004 года. «Я отправляю теперь эти документы к нашим судебным делам, которые находятся на рассмотрении в Страсбурге. Они будут рассмотрены в течение года» - пояснил Николай Петрухин «Советнику».
Открытым пока остался вопрос о финансировании общественной организации «Союз ветеранов Чернобыля». Ранее город ей предоставлял субвенции на организационные расходы. Но в связи с изменениями Бюджетного кодекса теперь общественным организациям для получения финансирования необходимо пройти конкурсную процедуру, чего чернобыльцам не удалось сделать.
Еще один проблемный вопрос - размер коэффициента индексации сумм в возмещении вреда, который в связи с несовершенством законодательства разрешается индивидуально в судебном порядке. Причем есть в судебной практике случаи принятия как положительных, так и отрицательных решений. Но федеральное профильное министерство сейчас готовит проект закона, который должен будет урегулировать этот вопрос.
«Сейчас мы требуем предоставить нам возможность встретиться с президентом РФ, - пояснил в интервью «Советнику» Николай Петрухин. - Администрация президента уже предлагала нам встречу, но мы не хотим общаться с администрацией, потому что, видимо, информация о наших проблемах доводится до президента не в полном объеме. При этом мы не требуем изменять какие-то законы, мы просто хотим, чтобы те законы, что есть, исполнялись. Мы надеемся только на президента как на гаранта Конституции».
Алла Туманова,
заместитель председателя правления ТОООЧ «Союз ветеранов Чернобыля»
- Отклик властей на часть наших требований был, и поэтому пикетирование мы решили приостановить. Но мы оставили за собой право, если другие вопросы, которые звучали на совещании в мэрии, не будут учтены в дальнейшем, пикетирование все-таки проводить будем, чтобы нас услышали. Не в целях войны, а чтобы восстановить те конституционные права, что прописаны в законах РФ, которые касаются и участников ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и по отношению к членам их семей и дальнейшим поколениям, которые родились после этого. Мы не хотим войны, мы хотим нормально жить.
Елена Шпагина, «Самарский советник»