Снегопад в Самарской области только за два дня, 23 и 24 января, нанес региональной экономике ущерб порядка 2-3 млрд рублей, сообщили «Времени» в областном министерстве экономического развития, инвестиций и торговли. Наибольшие потери понесли промышленные и транспортные предприятия губернии, а также продуктовые сети и производители основных продуктов.
Убытки крупных промышленных предприятий, по словам источника, составили от 8 до 10% ежемесячной прибыли. Основной причиной потерь предприятий стали невозможность своевременного прибытия персонала на рабочие места, а также проблемы с подвозом необходимых материалов. С четверга на пятницу ОАО «АвтоВАЗ» пришлось отменить вторую смену и остановить работу конвейера. В итоге завод не собрал около 1400 автомобилей на общую сумму порядка 7-8 млн долларов. Руководство предприятия заявляет, что ВАЗ намерен наверстать упущенное и выполнить годовой график. В ОАО «ТольяттиАзот» «Времени» сообщили, что предприятие не сбилось с графика. «Все работали в штатном режиме, в том числе и транспортное управление. Срывов не было, хотя, конечно, работа была достаточно напряженной», - говорит пресс-секретарь ОАО «ТольяттиАзот» Алена Овчинникова, О том, были ли проблемы с подвозом материалов на завод, она сказать затруднилась.
По словам руководителей транспортной сферы, во время сильного снегопада количество машин и пассажирских рейсов серьезно сократилось. «В четверг вышло на дороги всего 10% от передвижного состава. За этот день мы недополучили где-то 8% от ежемесячной выручки. В пятницу мы работали в полном составе. Но прогноз погоды говорит о том, что это не последний катаклизм. Как будем работать дальше, пока сказать не могу», - отмечает директор ООО «Март» Петр Барсуков.
Потери подсчитывают сейчас и грузоперевозчики. На междугородных трассах снегопад стал препятствием для движения фур. Одна из таких пробок возникла на трассе между Сызранью и Жигулевском в районе села Валы. Пробку, растянувшуюся на несколько километров, не могли убрать более суток. Причем, когда дорогу расчистили, выяснилось, что многие водители не в состоянии вести свои машины, поскольку в ожидании свободного пути согревали себя напитками, не совместимыми с нахождением за рулем. Аналогичная проблема возникла и в Самаре на Мехзаводе, где тяжелые машины не смогли одолеть подъем в гору. Сутки простоя могут дорого обойтись владельцам фур.
Авиаперевозчики также несут потери, и складываются последние не только из вынужденных нерабочих дней. Исполнительный директор Самарской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко напомнил «Времени», что «по законодательству авиационные предприятия имеют обязательства перед пассажирами. Таким образом, им пришлось понести расходы, связанные с питанием и проживанием тех, чьи рейсы были отложены».
Серьезно пострадали и предприятия продовольственной сферы. Представители продуктовых сетей отмечают, что выручка за эти дни снизилась примерно на 30%. Причиной снижения прибыли явилось отсутствие не столько притока покупателей, сколько возможности подвезти продукты к торговым точкам. Как следствие, существенной прибыли лишились производители скоропортящихся продуктов, в особенности хлебобулочные и молочные предприятия губернии. «По реализации своей продукции мы лишились порядка 5-6 млн рублей, потери производства из-за простоя оборудования и амортизация также составили около 5 млн рублей», - сообщил «Времени» генеральный директор макаронной фабрики «Верола» Евгений Сальников.
Получить комментарий у производителей хлеба «Времени» не удалось. Так, на ОАО «Самарский хлебозавод № 2» в пятницу после обеда заявили, что предприятие уже закончило свою работу, поэтому поговорить с руководством невозможно. Представитель предприятия также отметил, что «график поставок, хотя и с опозданием, но был выполнен». Скольких усилий стоило хлебобулочным комбинатам выполнить план, можно было заметить на улицах Самары: в некоторых местах за отсутствием возможности подвезти в магазины хлеб продавали прямо с машин.
Как отмечает Дмитрий Яковенко, особенно остро проблема с подвозом продовольствия проявилась в сельских районах. «Как правило, в сельской местности располагается одно предприятие на район. Естественно, довезти тот же хлеб до определенного поселения было достаточно сложно», - говорит он. К некоторым селам пробить подъездной путь не удалось даже тракторами и другой вездеходной техникой, туда пришлось организовывать поставку продуктов на вертолетах.
Между тем все эти данные - предварительные. После «апокалипсиса» в четверг в Самарскую область пришла новая метель. По прогнозам синоптиков, губерния еще находится в условиях циклона.
Виктор ТАРХОВ,
глава Самары
- Ничего страшного не происходит. Есть природные маленькие, локальные самарские катаклизмы, и мы должны их победить. Или пережить - без потрясений, без потерь. Я вот вспоминаю свое босоногое детство, когда была именно такая погода. В те времена, в 50-е годы, были именно такие снежные зимы. Тогда даже никому в голову не приходило назвать это катаклизмом. Это было привычное явление. Правда, обещают еще один циклончик, уже с юга. В Пензе сейчас температура 0 градусов, в Самаре - минус 7, а в Оренбурге - минус 30-35. Вот мы с Казанью влипли в эту, извините, промежность. Ветер идет с запада, и происходит переход через точку росы, это я вам физику напоминаю. Поэтому осадки выпадают именно в этой границе. Ну, в кои веки раз Самаре чуть-чуть не повезло! Поверьте, через месяц мы с вами про это забудем.
Фэния ХАКИМОВА,
генеральный директор ОАО «Автовокзал и автостанции Самарской области»
- Когда случаются такие форс-мажорные ситуации, убытки никто не считает. Главное не рубли. В этом вопросе между администрацией и нами мнения разделились. Чиновники посчитали, что нужно продолжать перевозки, мы не согласились. Да, мы потеряли много денег. Но потери оказались бы еще больше, если бы произошли аварии. Было даже так, что те, кто выезжал на дорогу, возвращались, потому что там большие пробки.
Евгений САЛЬНИКОВ,
генеральный директор макаронной фабрики «Верола»
- По реализации своей продукции мы потеряли порядка 5-6 млн рублей, потери производства из-за простоя оборудования и амортизация также составили около 5 млн рублей. Наше предприятие понесло намного меньше убытков, чем хлебобулочные. Правда,- насколько я знаю, руководство булочно-кондитерского комбината постоянно держало оперативную связь с администрацией города по вопросам поставок хлеба на прилавки.
Любовь ШРАМКО, «Время»