Речь идет о двух поправках, вызвавших наибольшее количество споров среди думцев. Первая касается изменения системы выборов депутатов гордумы, а вторая узаконивает избрание мэра города из числа депутатов.
На последнем перед каникулами заседании Тольяттинской гордумы, состоявшемся 8 июля, поправка в устав о смешанной системе выборов в повестку включена не была. Она уже дважды выносилась на голосование и оба раза не набирала нужного для ее принятия числа сторонников. Но спикер думы Александр Дроботов пояснил журналистам, что принятие поправки можно перенести на осень, так как субъект федерации гарантировал ее регистрацию за 3 - 4 дня с момента принятия, даже если это произойдет осенью.
То ли так совпало, то ли было запланировано заранее, но перед началом заседания члены фракции «Единой России» были приглашены на беседу как раз по этой теме с приехавшими из Самары федеральным инспектором по Самарской области аппарата полпреда ПФО Сергеем Сычевым и заместителем полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Владимиром Зориным. «Я удивлен, что депутаты не поддержали поправку о смешанной системе выборов. К ней ведет общая политическая инновационная схема развития общества. Не знаю, почему такой инновационный город не поддержал эту инновационную идею», - поделился своим мнением после встречи с депутатами Владимир Зорин.
Но даже визит его и Сергея Сычева не повлиял пока на отношение депутатов к поправке. Ранее в виде «тяжелой артиллерии» при ее обсуждении в гордуму приезжали секретарь местного политсовета «Единой России» Виталий Вильчик и не менее влиятельный партийный функционер от ЕР Сергей Очиров. Кстати, именно его, по словам ряда депутатов, прочат на место председателя городской думы следующего созыва.
Что же касается второй поправки, автором которой выступил депутат Дмитрий Жуков, то ее думцы обсуждали очень эмоционально, хоть она и стояла в повестке последним вопросом. Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрены три варианта избрания главы города. Первый - всенародно избранный мэр возглавляет исполнительную власть, как это сейчас прописано в тольяттинском уставе. Второй вариант - всенародно избранный мэр возглавляет представительный орган власти. Третий - мэр избирается из числа депутатов и является одновременно спикером думы. В двух последних случаях для управления городом на конкурсной основе нанимается сити-менеджер. Именно третий вариант и лег в основу предложения депутата Жукова. Впрочем, в ходе дискуссии его поддержали не все коллеги. «Мы этой поправкой ставим крест на местном самоуправлении. Если еще учесть, что продавят поправку по выборам думы по партспискам, тогда депутаты будут не выбираться, а назначаться партиями. А согласно поправке Жукова, давайте еще и мэров будем назначать. У нас вот пока худо-бедно всенародно избранный мэр. Если примем эту поправку, у нас народ окажется за бортом власти», - высказался депутат Анатолий Мельников. Для того, чтобы запустить в работу эту поправку, согласно процедуре, она сначала должна пройти через публичные слушания. «Но такого рода поправку нужно выносить на городской референдум. Потому что у нас кто проводит в городе слушания, тот, как говорится, их потом и танцует. Это слишком существенный вопрос, он требует референдума», - уверял коллег депутат Михаил Носорев.
Но с этим предложением, как и в целом с поправкой Жукова, думцы не согласились. В процессе голосования только 17 депутатов поддержали поправку, двое были против, трое воздержались, один не голосовал.
Таким образом, по результатам работы весенней сессии Тольяттинская гордума не приняла ни одной поправки в Устав даже при том, что на ее базе регулярно собирается специально созданная рабочая группа по внесению изменений в городской устав.
Дмитрий Жуков,
депутат Тольяттинской городской думы
- Приняв эту поправку, мы не будем первопроходцами. Уже сейчас города Саратов, Энгельс, Курган, Балаково, Пятигорск и другие работают по такой схеме. За ее введение говорит мировой опыт - до 90% всех поселений в США, Германии, Франции и других странах тоже функционируют на ее основе. Это самая перспективная форма муниципального управления, идеально вписывающаяся в формулу укрепления вертикали власти. И, наконец, конкурс на замещение должности сити-менеджера можно проводить на уровне региона, федерации. Мы даже сможем нанять менеджера-иностранца. Ведь Гус Хиддинк вон каких высоких результатов добился с нашей сборной по футболу, так почему мы не можем, по аналогии, нанять иностранного специалиста и довериться ему, чтобы потом гордиться своим городом?
Елена ШПАГИНА, «Самарский советник»