Наберут не по объявлению. АВТОВАЗ выберет из 17 кандидатов дюжину
Совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» обновится наполовину. В список 17 кандидатов по разным причинам не попали действующие члены совета директоров Альберт Гавриков, Владислав Капустин, Владимир Литвин, Александр Пронин, Василий Титов и Валерий Лукьяненко. Зато совет директоров пополнят такие фигуры, как Карлос Гон и Рубен Варданян.
27 июня в Тольятти пройдет годовое общее собрание акционеров АВТОВАЗа. Собрание традиционно выберет двенадцать членов нового совета директоров (СД). На этот раз, правда, соблюдена видимость интриги. Практически впервые в истории АВТОВАЗа на 12 отведенных уставом мест в совете директоров претендует не 12 кандидатов, а 17. На сегодняшний момент Рособоронэкспорт (РОЭ), Renault и «Тройка-Диалог» напрямую или косвенно контролируют более 90% акций компании. Таким образом, вряд ли фотофиниш в виде голосования миноритариев 27 июня будет определять участников совета директоров.
По всей видимости, напрямую РОЭ в совете директоров будут представлять трое менеджеров. Это собственно сам Сергей Чемезов, который, по всей видимости, также сохранит за собой и кресло председателя совета директоров АВТОВАЗа.
С большой долей вероятности окажутся в СД и два его заместителя по госкорпорации «Российские технологии» и РОЭ — Игорь Завьялов и Алексей Алешин. Четвертый представитель этого блока — Илья Губин, председатель совета директоров Новикомбанка — по сути, карманного банка РОЭ. К моменту определения списка кандидатов в феврале он уже покинул АВТОВАЗ, уйдя с поста вице-президента по финансам и экономике по собственному желанию. Его появление в составе совета директоров маловероятно, но полностью его исключать нельзя. Точно так же, как и появление в совете директоров его предшественника на должности вице-президента по финансам и экономике Анатолия Головатого. Тот ушел с АВТОВАЗа осенью 2007 года, в момент кадровых перестановок, связанных с приходом Бориса Алешина на должность президента группы АВТОВАЗ.
Ожидалось, что Головатый появится уже в составе правительства Самарской области. Там он действительно появился, но не в качестве министра финансов, а в должности заместителя председателя правления, по сути, отвечающего за работу представительства Самарской области в Москве. Оба финансиста выпали из вазовской обоймы, так что их попадание в состав совета директоров можно объяснить только традиционными корпоративными странностями АВТОВАЗа.
Практически наверняка в совете директоров окажется губернатор Самарской области Владимир Артяков, ушедший на эту должность летом 2007 года с поста президента Группы АВТОВАЗ.
Значительно сократится в совете директоров число менеджеров, непосредственно трудящихся на заводе. Когда выбирался действующий состав, семеро участников СД работали на АВТОВАЗе. Сейчас подобных кандидатов всего трое, и не факт, что все они будут избраны в состав совета директоров. Должен быть переизбран президент Группы АВТОВАЗ Борис Алешин. Пресс-служба АВТОВАЗа уже заявила о том, что он останется генеральным директором предприятия по завершении первого заседания совета директоров. Напоминаем, что собрание акционеров также должно упразднить управляющую компанию. По остальным вазовским кандидатам есть вопросы. С упразднением Группы АВТОВАЗ может понизиться и статус Максима Нагайцева, последнего могиканина первого призыва РОЭ топ-менеджеров на АВТОВАЗ. Сейчас он занимает должность вице-президента по развитию ООО «Группа АВТОВАЗ». Главным образом его задачей была работа с Magna. Как известно, это сотрудничество, по сути, ничем не увенчалось. Можно вспомнить и другой неудачный проект, связанный с Нагайцевым. После своего появления на АВТОВАЗе он неоднократно заявлял о том, что в ближайшее время будет налажен выпуск Lada с автоматической коробкой передач. Однако пока эти слова так словами и остаются.
Последним могиканином в определенной степени является и председатель профкома ОАО «АВТОВАЗ» Николай Карагин. Он дольше всех из действующих участников СД работает в совете директоров компании. Впервые он был избран в него в 2001 году, еще в эпоху Каданникова. Верно это точно так же, как и то, что последние пять лет практически каждый год обсуждается вариант ухода Карагина из профкома на административную работу. Поэтому нельзя полностью исключать, что последний человек из эпохи Каданникова покинет СД.
Появятся в этом году и два совершено новых блока. Первый блок — «Тройка-Диалог». Со 100-процентной вероятностью можно говорить, что совет директоров пополнит председатель совета директоров группы компаний «Тройка-Диалог» Рубен Варданян. Именно его появлением объясняется наличие в повестке собрания вопроса об одобрении сделки, в которой совершается заинтересованность, — по приобретению «Тройкой-Диалог» облигаций АВТОВАЗа в процессе их размещения. Варданян по итогам 2007 года попал в список «Форбс». Его состояние издание оценило в $1,3 млрд. Варданян пришел в «Тройку-Диалог» в 1991 году, когда она была основана главой Дималог-банка Питером Дерби. В 1992 году он уже возглавил компанию и за 15 лет руководства добился того, что «Тройка-Диалог» стала одним из лидеров на рынке ценных бумаг. В 2007 году общий объем средств под управлением УК «Тройка-Диалог» достиг 250 млрд рублей. Совместная работа с РОЭ по реструктуризацию акционерного капитала ОАО «АВТОВАЗ» путем прекращения взаимного владения между ОАО «АВТОВАЗ» и его дочерними компаниями началось в 2007 году. Сейчас «Тройка-Диалог» обеспечивает сопровождение сделки по продаже блокпакета акций АВТОВАЗа Renault.
Велика вероятность, что «Тройку-Диалог» в совете директоров будет представлять также и президент компании Сергей Скворцов. Эту должность он занял в апреле 2006 года. Troika Capital Partners управляет фондами прямых и венчурных инвестиций Группы компаний «Тройка-Диалог». Стоит отметить, что Скворцов с 2006 года является членом совета директоров другого автомобильного завода — ОАО «КАМАЗ». Третья креатура «Тройки-Диалог» — уроженец Великобритании управляющий директор ИК «Тройка-Диалог» Ричард Перегрие Огдон. Несмотря на свое происхождение, у него огромный опыт работы на российском рынке ценных бумаг, на котором он работает с 1992 года и считается одним из лучших специалистов. Однако вероятность того, что в совете директоров АВТОВАЗа появится первый британец, все-таки не столь велика.
Наконец, пятый блок — это менеджеры Renault. Среди кандидатов французского концерна нет ни одного из управленцев, уже работающих на АВТОВАЗе. С высокой долей вероятности можно говорить о том, что СД пополнит президент и председатель совета директоров Renault Карлос Гон, а также исполнительный вице-президент по планированию, производству и программам разработки Патрик Пелата и исполнительный вице-президент по финансам Тьери Мулонге. Пелата и Мулонге — это самый высший эшелон власти в Renault. Вместе с тремя другими исполнительными вице-президентами они входят в исполнительный комитет. В него, кстати, не имеет доступа старший вице-президент Renault, президент гоночной команды Renault F1 Team Бернард Рей. Правда, при этом он напрямую подчиняется Карлосу Гону. Не исключено, что он и Вердонк выдвинуты исключительно по техническим причинам и в совете директоров АВТОВАЗА их все-таки не будет.
Есть данные
Совет директоров ОАО АВТОВАЗ, действующий состав:
1. Чемезов Сергей Викторович председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 2007 г., генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии» 2. Артяков Владимир Владимирович заместитель председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 2006 г., губернатор Самарской области 3. Алешин Борис Сергеевич в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 2006 г., президент ООО «Группа АВТОВАЗ» 4. Гавриков Альберт Алексеевич в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 2002 г., президент ЗАО «Управляющая компания «Эй Джи Эссет Менеджмент» 5. Головатый Анатолий Иванович в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 2007 г., заместитель председателя правительства Самарской области, постоянный представитель при правительстве РФ 6. Капустин Владислав Валентинович в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 2006 г., министр нефтехимической и газовой промышленности Самарской области. 7. Карагин Николай Михайлович в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 2001 г., председатель профкома ОАО «АВТОВАЗ» 8. Литвин Владимир Залманович в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 2007 г., вице-президент по коммерческой деятельности ООО «Группа АВТОВАЗ», генеральный директор ООО «Автомобильная торговая компания «АВТОВАЗ» 9. Лукьяненко Валерий Васильевич в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 2005 г., старший вице-президент ОАО «Внешторгбанк» 10. Нагайцев Максим Валерьевич в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 2006 г., доцент кафедры «Гусеничные машины» МГТУ им. Баумана, вице-президент по развитию ООО «Группа АВТОВАЗ» 11. Пронин Александр Николаевич в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 2006 г., первый вице-президент ООО «Группа АВТОВАЗ», президент ОАО «Лада-Сервис» 12. Титов Василий Николаевич в совете директоров ОАО «АВТОВАЗ» с 2005 г., старший вице-президент — член правления ОАО «Внешторгбанк»
Совет директоров ОАО «АВТОВАЗ», кандидаты (шансы на попадание в совет директоров)
Блок Рособоронэкспорта
Чемезов Сергей Викторович, генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии» - 100% Алешин Алексей Владиславович, первый заместитель генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии» - 90% Завьялов Игорь Николаевич, заместитель генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии» - 90% Губин Илья Николаевич, председатель совета директоров Новикомбанка - 10%
Блок АВТОВАЗа
Алешин Борис Сергеевич, президент ООО «Группа АВТОВАЗ» - 100% Нагайцев Максим Валерьевич, вице-президент по развитию ООО «Группа АВТОВАЗ» - 75% Карагин Николай Михайлович, председатель профкома ОАО «АВТОВАЗ» - 50%
Блок правительства Самарской области
Артяков Владимир Владимирович, губернатор Самарской области - 100% Головатый Анатолий Иванович, заместитель председателя правительства Самарской области, постоянный представитель при правительстве РФ - 10%
Блок Группы компаний «Тройка-Диалог»
Варданян Рубен Карленович, председатель совета директоров группы компаний «Тройка-Диалог» - 100% Скворцов Сергей Викторович, управляющий директор Группы компаний «Тройка-Диалог», президент компании Troika Capital Partners - 90% Огдон Ричард Перегрин, управляющий директор ИК «Тройка-Диалог» - 10%
Блок Renault
Карлос Гон, президент и председатель совета директоров - 100% Патрик Пелата, исполнительный вице-президент по планированию, производству и программам разработки - 90% Тьери Мулонге, исполнительный вице-президент по финансам - 90% Бернард Рей, старший вице-президент, президент Renault F1 Team - 25% Жак Вердонк, вице-президент по стратегическому планированию Renault - 75%
«Постскриптум», Тольятти
24.06.2008
|