Представители ЕБРР выразили согласие участвовать в финансировании ТТУ Тольятти. Сумма необходимых инвестиций составляет 600 млн рублей. Кредит ЕБРР будет получен под муниципальные гарантии. Эксперты полагают, что этот долг может стать для городского бюджета неподъемным.
В минувший понедельник на встрече с прессой руководитель департамента внешнеэкономических связей мэрии Тольятти Дмитрий Жаринов сообщил, что сотрудники ЕБРР, посетившие город, выразили готовность принять участие в финансировании обновления парка ТТУ. По словам руководителя управления по организационной работе и связям с общественностью мэрии Тольятти Дмитрия Шевелева, протокол о намерениях между ЕБРР и мэрией может быть подписан в ближайшее время. Об условиях кредита, в частности, о процентной ставке и о том, будет ли он в рублях или в иностранной валюте, сотрудники мэрии не сообщают, ссылаясь на отсутствие договора.
Для ТТУ хотят закупить 152 троллейбуса. Их общая стоимость - 600 млн рублей. Если будет подписан кредитный договор, в роли получателя выступит само ТТУ, а мэрия предоставит муниципальные гарантии. ТТУ планирует обновить свой подвижной состав за 3 года, а срок выплаты кредита составит 10 лет. Руководство предприятия надеется не только на муниципальные гарантии, но и на помощь городского бюджета в выплате кредита, поскольку собственных средств ТТУ для этого недостаточно.
По словам депутата Тольяттинской городской думы Дмитрия Жукова, сейчас трудно точно оценить, насколько выгоден для города заем в ЕБРР. "С одной стороны, парк ТТУ нуждается в обновлении, с другой - важно не выйти за рамки допустимого дефицита бюджета при выплате кредита", - подчеркнул Жуков.
Депутат ТГД Александр Довгомеля считает, что брать кредит в ЕБРР "просто преступно". Как сообщил Довгомеля в телефонной беседе с СО, у мэрии Тольятти уже был опыт сотрудничества с ЕБРР, когда под муниципальные гарантии на деньги Европейского банка были закуплены новые автобусы для АТП-3. Тогда мэрия действовала без четкого бизнес-плана, в результате проект так и не был реализован до конца. Кредит 600 млн рублей может стать серьезной обузой для городского бюджета.
Депутат Самарской губернской думы Сергей Андреев, оценивая необходимость займа в ЕБРР, заявил, что "в современном мире нельзя прожить без кредитов". По его словам, если кредит поможет городу приобрести современные троллейбусы, это будет только во благо, т.к. троллейбус - экологически чистый транспорт.
Предполагается, что окончательное решение о кредите будет принято до конца года. За это время банк оценит платежеспособность ТТУ и мэрии Тольятти, а мэрия взвесит свои возможности.
Как это было при Уткине
В 2004 году ЕБРР предоставил тольяттинскому АТП-3 кредит на сумму 10 млн евро на 10 лет под плавающую ставку 12% годовых.
Из этой суммы 9 млн евро должны были пойти на закупку 100 автобусов, а 1 млн евро - на модернизацию ремонтной базы. Обязательства мэрии Тольятти как гаранта составляли 370 млн рублей, так как помимо гарантии по кредиту мэрия взяла на себя уплату налогов и пошлин. Были приобретены 92 автобуса. Само собой, финансовое положение АТП-3 от этого не улучшилось. В результате в конце 2005 года ЕБРР переоценил свои риски и потребовал увеличить муниципальные гарантии до 550 млн рублей. Мэрия отказалась удовлетворить требования банка, и кредитный договор был расторгнут. На момент расторжения договора АТП-3 получило около 6,5 млн евро. Сумма штрафа за невыбранную часть кредита для мэрии составила около 2,5 млн рублей. Руководство города решило, что лучше заплатить штраф, чем столь значительно увеличивать сумму гарантий.
Самаре помогает область
В 1996 году администрация Самары под гарантии областного правительства получила заем от ЕБРР на сумму $34 млн на покупку новых автобусов.
Выплата процентов по этому кредиту после августа 1998 года оказалась слишком обременительной для городского бюджета. Город обратился к областному правительству с просьбой выделить средства для уплаты процентов. Область выделила кредит в сумме 70 млн рублей под одну восьмую часть действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ. Запрашиваемая сумма составляла 120 млн рублей.
Александр ДОВГОМЕЛЯ,
депутат Тольяттинской городской думы
- Я считаю, что брать кредит у ЕБРР со стороны мэрии Тольятти было бы крайне неосмотрительно. У нас уже был негативный опыт работы с этим банком. Кроме дополнительных расходов это ничего не принесло. Следует очень внимательно рассмотреть проект, прежде чем принимать окончательное решение.
Дмитрий ЖУКОВ,
депутат Тольяттинской городской думы
- Безусловно, парк ТТУ нужно обновлять, причем в ближайшее время. Сейчас он в крайне изношенном состоянии. Но при этом нельзя выходить за пределы дефицита бюджета.
Варвара ГАЛИЦКАЯ, «СО»