О том, что факты выявления фальшивых купюр в регионе участились, СО рассказали сразу несколько источников в правоохранительных органах. Речь идет о наиболее распространенных (из крупных) 1000-рублевых купюрах. Поддельные банкноты выявляются практически каждый день при инкассации в торговых предприятиях, в точках приема средств от населения в качестве платежей за услуги и даже в банках при погашении кредитов.
Как сообщил СО источник в правоохранительных органах, поддельные деньги поступают в область в основном с Северного Кавказа. Аналогичная ситуация сложилась и в соседних регионах ПФО. "Качество подделок настолько высокое, что их можно распознать лишь на специальной аппаратуре в банках", - утверждает источник. Некоторые банковские подразделения Самарской области стали настоящим местом аккумулирования фальшивок: при инкассации поддельные деньги обнаруживают там чаще всего. С начала года больше всего таких случаев произошло в Промышленном отделении СБ РФ в Самаре и в отделении СБ РФ на улице Чайкиной в Тольятти.
В ходе недавней пресс-конференции крайнюю озабоченность увеличением количества уголовных дел, возбуждаемых правоохранителями по факту изъятия фальшивых купюр, выразил заместитель начальника ГУВД по Самарской области Юрий Супонев. По его словам, за последние два года в отношении фальшивомонетчиков не было возбуждено ни одного уголовного дела. В основном к ответственности привлекаются сбытчики. В 2006 году ГУВД области пресекло канал сбыта фальшивых тысячных купюр из Республики Дагестан, но, к сожалению, тот случай был за последнее время единичным.
Представители банковского сектора признают существование проблемы, но комментируют ее очень сдержанно. Например, помощник руководителя ГУ ЦБ РФ по Самарской области Павел Ледодаев заявил СО, что проблема фальшивых денег весьма актуальна, но от более подробных комментариев отказался. Не удалось на момент сдачи номера получить комментарии в Поволжском банке СБ РФ. Как сообщил СО на условиях анонимности источник в банковской среде, в 2007 году специалистами ГУ ЦБ РФ по Самарской области было изъято из оборота фальшивых купюр на сумму 1,3 млн руб.
О том, что ситуация с фальшивыми деньгами стала критической, открыто говорят владельцы розничных сетей и руководители их подразделений. "Проблема подделки денежных купюр стоит очень остро, и хотелось бы, чтобы были найдены пути ее разрешения", - заявил СО генеральный директор сети "Главпродукт" Виктор Манадышев. Острой назвали ситуацию с фальшивыми деньгами руководитель самарского филиала Х5 Reteil Group Владимир Рыжков и заместитель директора сети магазинов. "Новый продукт" Ирина Петрова. Представители розницы все как один говорят, что имеющиеся у них детекторы не позволяют выявить значительную часть подделок. "Они высокого качества", - заявил СО Владимир Рыжков.
Власти дают советы
О том, что распространение фальшивых денег приобрело невиданный размах, косвенно свидетельствуют шаги руководства МВД в публичном пространстве. 4 апреля 2008 года сайт МВД РФ разместил рекомендации населению, как выявить фальшивые деньги.
В рекомендациях говорится, что раскрывать фальшивомонетничество непросто, поскольку большая часть подделок выявляется в учреждениях финансово-кредитной системы, и установить сбытчика бывает чрезвычайно сложно. В целом рекомендации стандартны: денежные знаки одного номинала должны быть одинаковыми по размеру, с ровными краями, изображения на них должны быть четкими, без сдвигов и перекосов, обязательно присутствие водяных знаков. Эти советы вряд ли помогут обычным гражданам, коль современные подделки порой не распознаются детекторами в крупных сетевых магазинах.
Юрий СУПОНЕВ,
начальник ГСУ при ГУВД по Самарской области
- К сожалению, уголовных дел данной категории становится с каждым годом все больше. Мы боремся с этим валом преступлений в меру своих сил. Например, в марте 2008 года нами было направлено в суд уголовное дело - 20 эпизодов сбыта поддельных денежных купюр - в отношении гражданина Кузнецова. В позапрошлом году у нас было уголовное дело по группе. Была выявлена сбытовая сеть в области, задержана женщина-курьер из Дагестана, которая перевозила партию поддельных купюр, и было установлено устройство, на котором изготавливались эти купюры. Всего у курьера было изъято 605 фальшивых тысячных купюр, которые предназначались для сбыта в Самарской области и в Москве. Устройство впоследствии было изъято в Дагестане, а уголовное дело потом у нас забрали: его заканчивал следственный комитет МВД РФ. В последнее время подобных уголовных дел больше не возбуждалось, выявляются лишь единичные факты сбыта.
Владимир РЫЖКОВ,
директор самарского филиала Х5 Reteil Group
- Проблема на сегодня очень актуальна. Как правило, чаще всего подделывают тысячные купюры, и такие купюры выявляются уже после инкассации в банке. В магазине мы также нередко выявляем фальшивки, но такие случаи бывают уже при перерасчете. На кассе распознать подделку бывает нелегко. Поток покупателей чересчур велик. На каждой кассе у нас стоят детекторы, но им бывает трудно распознать фальшивку. Качество подделок подчас очень высокое, а детекторы у нас слабенькие.
Виктор МАНАДЫШЕВ,
генеральный директор сети "Главпродукт "
- Я даже и не знаю, как можно бороться с наплывом фальшивых денег. Мы стараемся, покупаем разную аппаратуру, но, к сожалению, не успеваем за преступниками. Качество фальшивок сегодня такое, что их можно распознать только в банке. Наши детекторы не справляются. В этом плане ситуацию можно назвать тупиковой. Банки определяют, что купюра поддельная, а страдаем потом мы. Во-первых, это наши прямые убытки, во-вторых, после инкассации определить, откуда появилась фальшивка, невозможно, следовательно, поставщиком такой купюры сотрудники милиции считают магазин. Я думаю, что необходимо разработать и установить в магазинах детекторы такого же уровня, как в банках, но они должны быть более компактными и удобными, чтобы любое лицо, принимающее деньги, могло на месте распознать фальшивую купюру. Конечно, в этом случае проблема как таковая не исчезнет, но ее можно значительно сузить.
Ирина ПЕТРОВА,
заместитель директора сети магазинов "Новый продукт"
- Проблема фальшивых денег сейчас очень актуальна. Мы пытаемся отслеживать фальшивки, но качество подделок сейчас очень высокое, и наши детекторы не успевают за аферистами. Мы узнаем, что попалась подделка, после инкассации, когда уже из банка нам об этом сообщают. У них достаточно мощные детекторы. Все убытки в таких случаях вычитаются из прибыли компании плюс мы имеем проблемы с правоохранительными органами. Чаще всего сейчас подделывают тысячные купюры.
Наталья ЭЛЬДАРОВА, «СО»