- До 2 марта остаются считанные дни. Как идет подготовка к выборам? И что можно сказать об особенностях нынешней кампании?
- О том, что у нас одна федеральная выборная кампания плавно перейдет в другую, было известно давно, и мы, конечно, были готовы к сдвоенному выборному циклу. Поэтому всю подготовительную организационную работу мы завершили еще осенью, и сейчас работаем по календарному плану необходимых мероприятий. Если же сравнивать две кампании в отношении документации и составления протоколов, эта кампания для участковых избирательных комиссий немного проще. У нас 4 кандидата, один протокол, и нет партийных списков. Но любая избирательная кампания имеет свою специфику. Практика показывает, президентская кампания - самая корректная кампания в плане избирательных технологий. Так называемого "черного" пиара здесь нет. Обусловлено это, на мой взгляд, централизацией этой кампании. Она полностью федеральная. Все кандидаты регистрируются в ЦИКе, бюджеты формируются общефедеральные, и агитация идет централизованно из Москвы. В таких условиях легче обеспечить контроль кампании по всем направлениям - от процесса регистрации и поступления в избирательные фонды кандидатов денежных средств до изготовления и размещения агитационных материалов. Мы же занимаемся только организацией процедуры голосования и подведением итогов голосования в нашем регионе.
- Вы сказали, что основная организационная работа была завершена еще в прошлом году. Однако на днях прокуратура Богатовского района объявила о технической неготовности нескольких участков к проведению голосования. В частности, говорилось об отсутствии на участках пожарных щитов, несгораемых шкафов для документации, металлодетекторов и т.д. Это вновь открытые участки?
- Мы говорили об организационной работе комиссий. В данной же ситуации ничего экстраординарного нет. Это нормальная работа по подготовке к выборам, которую проводит не только областная избирательная комиссия, но и другие госструктуры. В частности, правоохранительные органы. Что же касается оснащения участков, то здесь могут быть некоторые накладки, поскольку помещения нам предоставляют местные администрации, и не всегда они изначально на 100% готовы к проведению голосования. Приходится адаптировать выделенные помещения уже в процессе подготовки выборов. Мы благодарны прокуратуре, что она так серьезно подходит к своим обязанностям, и уверены, что ко второму марта замечания не только прокуратуры, но и МЧС, и ГУВД будут устранены на всех 1760 избирательных участках.
- С федеральной кампанией все понятно. Но 2 марта на территории губернии пройдут еще одни выборы. Тольяттинцы будут выбирать главу города. Эти выборы также курирует ОИК, поскольку тольяттинская городская комиссия так и не была создана, а полномочия по мэрским выборам были делегированы ТИК Автозаводского района, входящей в вашу структуру. Что можете сказать о ходе этой кампании?
- Действительно, в Тольятти депутаты местной думы долгое время не могли сформировать городскую избирательную комиссию, создание которой предусмотрено уставом муниципального образования. По обращению тольяттинской думы мы возложили полномочия избирательной комиссии муниципального образования на одну из территориальных комиссий, федеральный закон это позволяет. И сейчас выборы главы города организует и проводит территориальная избирательная комиссия Автозаводского района г.Тольятти. Выбор именно этой комиссии я считаю оптимальным. Во-первых, председатель Автозаводской ТИК Юрий МихайловичХвостов - опытный, профессиональный руководитель, возглавляющий различные избирательные комиссии уже 20 лет. Во-вторых, комиссия много лет проводит выборы различного уровня в самом крупном районе Тольятти, где проживает около 350 000 избирателей. Кроме этого, ТИК хорошо оснащена технически, в частности, комплексом ГАС "Выборы", и укомплектована профессиональными кадрами. Так что у меня никаких опасений за организацию выборов в Тольятти нет. Даже несмотря на то, что комиссиям здесь придется работать с двойной нагрузкой.
- Большинство экспертов уже сейчас уверены, что выборы в Тольятти пройдут в два тура. Комиссии к такой перспективе готовы?
- Безусловно. Я тоже склоняюсь к тому, что второй тур в Тольятти будет. И комиссии готовятся к его проведению. Точнее, уже подготовились. Ведь организационные мероприятия здесь такие же, как и перед первым туром, и они проведены. Полномочия участковых избирательных комиссий сохраняются. Останется только напечатать новые бюллетени, провести досрочное голосование и организовать работу непосредственно 16 марта. Ну и, конечно, подвести итоги.
- В декабре прошлого года многие предполагали, что выборов 2 марта, в единый день голосования, в Самарской области будет больше. По крайней мере, должны были добавиться довыборы депутатов в Самарскую гордуму по пяти свободным округам. Однако самарские депутаты при назначении довыборов не уложились в отведенные законом сроки, и вопрос об их проведении перешел в суд. Сейчас все ждут вердикта Верховного суда. Заседание ВС пройдет 27 февраля. ОИК к этим выборам не имеет непосредственного отношения, но все же хотелось бы услышать ваш прогноз. Довыборы состоятся, или дума доработает до конца срока в усеченном составе?
- 27 февраля состоится заседание ВС. В том числе и по кассационной жалобе, которую подала избирательная комиссия Самарской области на решение областного суда. И Верховный суд должен будет разрешить эту ситуацию. Законом определены единые дни для голосования, и надо стараться придерживаться этих норм. Конечно, могут быть исключения, как в случае, например, с внеочередными выборами в Красноярском районе, но если речь не идет о какой-то экстренной ситуации, то лучше к исключениям не прибегать. Хочу заметить, что ОИК с ситуацией по довыборам в Самарскую городскую думу никак не связана. У нас нет полномочий по назначению даты этого голосования. Довыборы имеет право назначать сама дума, горизбирком, или суд. Мы свою позицию озвучили в суде и теперь ждем решения ВС. Ив этих условиях я считаю некорректными обращения со стороны заявителя - депутата губдумы Михаила Матвеева - в ЦИК с требованиями повлиять на позицию облизбиркома со стороны вышестоящей комиссии. Это можно расценить как попытку повлиять на позицию государственного органа. Как бы там ни было, а ответчик в этом процессе - дума городского округа Самара, областная избирательная комиссия привлечена в качестве заинтересованного лица, так же, как и городская комиссия. Думаю, Верховный суд разберется в ситуации.
- Как Вы считаете, Верховный суд может уже 27 февраля назначить дату довыборов?
- Возможно любое решение. Может назначить дату или вернуть дело на повторное рассмотрение в облсуд.
- Но сроки по дате довыборов поджимают. У нас дума была избрана 4 июля, а меньше чем за год до окончания полномочий нельзя проводить довыборы.
- В отношении Самарской городской думы действуют переходные положения федерального закона, поэтому основные выборы думы должны будут пройти в октябре 2009 года, а не в июле. На этот счет мы уже получили разъяснения ЦИК. Но не следует исключать вариант, что суд определит дату проведения довыборов на единый день голосования в октябре этого года. То есть фактически всего на один день позже, чем за год до истечения полномочий. Тогда суд будет решать, что в данном случае перевесит - один день опоздания или возможность реализации избирательного права граждан, жителей пяти "свободных" округов.
- Но ведь в ситуации с назначением довыборов дума тоже опоздала всего на один день?
- Да. Но это опоздание является существенным.
- А каков ваш прогноз - довыборы состоятся или нет?
- Не могу говорить за Верховный суд. Давайте неделю подождем.
- Хорошо, оставим довыборы в Самарскую гордуму и обратимся к еще одной мартовской кампании. В начале этого года освободилось место главы Красноярского района области, после назначения Геннадия Демченко на пост министра сельского хозяйства и продовольствия губернии. Досрочные выборы назначены на 23 марта, но у некоторых кандидатов на пост главы появились вопросы по сокращению сроков избирательных действий и, как следствие, по регистрации кандидатов. Как можете прокомментировать эту ситуацию?
- По закону, при назначении досрочных выборов избирательная комиссия вправе сократить сроки избирательных действий на треть. Что в данном случае и сделано. Но это сокращение, исходя из сложившейся практики, не должно нарушать права кандидатов, т.е. сроки выдвижения кандидатов и проведения предвыборной агитации. Сокращаются только избирательные действия комиссий. То есть если, например, в обычных условиях комиссия документы кандидатов проверяет 10 дней, то Красноярская ТИК будет делать это 7 дней.
- Но, похоже, некоторые кандидаты пытаются использовать эту ситуацию и добиться снятия своих предполагаемых соперников.
- Это их право, но думаю, что если кто-то подаст исковые заявления в суд, перспектив эти иски иметь не будут. По закону, до 18.00 23 февраля все кандидаты должны подать документы на регистрацию, а еще через неделю мы узнаем окончательный состав претендентов на пост главы района.
- Сегодня многие губернские СМИ активно обсуждают вопрос формирования нового состава самарской городской избирательной комиссии. По закону облизбирком имеет право рекомендовать кандидатуру на должность председателя ГИК и включить в состав комиссии двух своих представителей. Вы намерены воспользоваться этим правом?
- Да, конечно. Мы всегда пользуемся этим правом при формировании муниципальных избирательных комиссий. Более того, мы расширили список организаций, которые могут вносить кандидатуры в ГИК на рассмотрение ОИК Если раньше такое право имели только члены областной комиссии, то теперь свои кандидатуры на обсуждение могут внести дума городского округа Самара и мэрия. После того как мы определимся с кандидатами, гордума обязана будет их утвердить. Что же касается председателя ГИК, то здесь мы будем смотреть на состав комиссии и решим - рекомендовать кандидатуру или предоставить право выбора самим членам ГИК избрать из своего числа председателя на первом заседании.
- Новый состав ГИК будет организовывать и проводить следующие выборы городской думы и очередные выборы мэра?
- Срок полномочий муниципальной комиссии - 4 года.
- Но, возможно, очередных выборов мэра не будет. Сейчас активно обсуждается тема назначения глав муниципальных образований. Как Вы относитесь к этой идее?
- Я, пожалуй, соглашусь с тем, что глав муниципалитетов нужно назначать. Но процедура назначения нужна такая, чтобы можно было сохранить связь главы с избирателями, то есть жителями. Например - назначать по представлению губернатора из числа избранных депутатов представительного органа местного самоуправления. Что же касается глав сельских поселений, то там политика сведена к минимуму, и народ действительно выбирает хозяйственников, и на этом уровне прямые выборы глав можно сохранить.
Алексей ГОЛЕВ, «Репортер»