Вчера в 8 часов вечера в Самарском областном суде был вынесен приговор мэру Тольятти Николаю Уткину, его подчиненной, руководителю управления земельных ресурсов мэрии Наталье Немых и ее гражданскому мужу Александру Сидорову. Приговор читали 6 часов. Всех троих суд признал виновными в вымогательстве взятки 150 миллионов рублей у директора компании «СтройФинанс» Игоря Бузюкова. Для судьи Евгения Калюжного также стало очевидно, что чиновники мэрии превысили свои служебные полномочия и фактически вытребовали у той же компании в 2001 году здание по ул. Комсомольской, 88, в которое позже переехало подразделение мэрии во главе с Немых. Приобретение здания было произведено в обмен на предоставление «СтройФинансу» пяти земельных участков в Автозаводском районе — под строительство жилых домов, ресторана, бани и гаражей. Николаю Уткину с учетом всех смягчающих обстоятельств, таких как возраст, хронические заболевания, положительные характеристики по месту жительства, назначено наказание 7 лет в колонии строгого режима и выплата штрафа 200 тысяч рублей. Также после отбывания наказания в течение двух лет ему будет запрещено занимать руководящие должности в государственных и муниципальных органах управления. Наталья Немых получила более длительный срок — восемь с половиной лет лишения свободы, правда в колонии общего режима, и такой же штраф государству — 200 тысяч рублей. Гражданский муж Немых Александр Сидоров освободится из колонии строгого режима на полтора года раньше супруги — ему определено точно такое же наказание, как и мэру (включая размер штрафа).
Приговор должен вступить в силу через десять дней, но адвокаты всех трех обвиняемых в один голос заявили, что защита подаст кассационную жалобу в вышестоящие инстанции, вплоть до Верховного суда РФ. Напомним, защита Уткина и Немых уже доходила до этой инстанции по т.н. земельному делу, в котором мэру и его подчиненной пытались вменить самовольное распоряжение участками СХАО «Россия». Тогда, в марте 2007 года (за полтора месяца до предъявления новых обвинений) Верховный суд отменил постановление Самарского суда…
По мнению гособвинителя Ульяны Кудиновой, с учетом всех обстоятельств приговор может вступить в силу примерно через полгода, и она скептически относится к чрезмерному оптимизму защиты подсудимых. Кудинова выразила удовлетворение вынесенным приговором и считает его обоснованным. Напомним, что ни во время следствия, ни в ходе судебных заседаний, ни даже после оглашения приговора Николай Уткин не признавал свою вину. Наталья Немых заявила, что готовила фиктивные торги, но не вымогала взятку, поэтому ее защита добивалась переквалификации обвинения — в «злоупотребление должностными полномочиями». Это могло бы существенно уменьшить наказание. А Сидоров в последнем слове, которое он произнес 12 февраля, попросил суд «оценивая степень моей общественной опасности», назначить наказание, не связанное с лишением свободы. Надо сказать, что прокурор добивался для мэра срокав 9,5 лет лишения свободы. Но, похоже, все присутствующие в зале, включая обвиняемых, адвокатов и журналистов, до последней минуты надеялись на более снисходительное решение судьи. В этот раз было видно, что Уткин чувствовал себя совсем плохо, он был бледен, слаб и держался немного обособленно от Немых и Сидорова. Жена мэра, Нина Уткина, сообщила «ПС», что его состояние ухудшается и, вероятнее всего, в ближайшее время ему предстоит операция на сердце — аортокоронарное шунтирование, это будет третья операция за последний год. Сейчас Николай Дмитриевич находится в специальном крыле СИЗО, где размещаются больные, страдающие серьезными заболеваниями, в камере с еще тремя заключенными, которые курят по 40-50 сигарет в день. Для некурящего (из-за болезни) Уткина это настоящая катастрофа, сейчас он задыхается, не может долго стоять, отчего в суде постоянно присаживался. Он сказал, что чувствует себя «как моряк-подводник, выбравшийся из глубины на свежий воздух». Николай Уткин также сообщил, что пишет мемуары. Что ж, теперь у него для этого есть и повод, и время. Немых же и Сидоров во время всего чтения приговора стоически трогательно держались за руки…
Анна Кондратьева, «Площадь Свободы», Тольятти