2010 год во многом стал для экономики губернии переломным. Предприятия, которые нашли в себе силы сохранить производство и продолжить развитие, уверенно набирают обороты. Другие, увы, уходят с рынка. Наверное ни одна компания Самарской области не привлекала столько внимания и не вызывала столько споров, как АвтоВАЗ. В специальном выпуске газеты «Время», посвященном итогам уходящего года, о своем видении ситуации на заводе, проблемах и путях их решений, взаимоотношениях с властью и обществом, перспективах развития компании рассказал президент АвтоВАЗа Игорь Комаров.
- Основные показатели деятельности компании демонстрируют позитивную динамику. Как бы вы охарактеризовали 2010 год в целом для АвтоВАЗа? Чем он запомнится?
- Уходящий год во многом стал для нас переломным. Автопром как и вся экономика страны, выходил из кризиса. После стагнации первых месяцев весной начался подъем продаж, импульс которому дала госпрограмма утилизации. Мы ее ждали, но до старта госпрограммы никто не знал, насколько успешна она будет. АвтоВАЗ начал готовить свои мощности и производство поставщиков к увеличению программы выпуска автомобилей Lada в феврале. При этом мы понимали необходимость кардинальной перестройки взаимоотношений с участниками технологической цепочки - поставщиками и дилерами. И начали реформировать систему закупок и дилерскую сеть.
За этот год мы также решили проблему долговой нагрузки компании, Правительство согласовало нашу программу развития (бизнес-план) до 2020 года. Более того, АвтоВАЗ модернизирует производство и готовит его к выпуску новых современных автомобилей - Lada Granta на платформе Kalina и моделей R90 и F90 на французской платформе В0. Идут испытания прототипов, состоялась номинация поставщиков на Lada Granta, заканчиваем номинацию на R90 и F90. В целом считаю, что результаты этого года успешны.
- Главный показатель успешности автопроизводителя - реализация его продукции. Продажи Lada резко пошли вверх, но аналитики говорят, что главным драйвером этого роста стала госпрограмма утилизации. Насколько, на ваш взгляд, справедливо утверждение, что именно усилия государства привели к сегодняшним успехам АвтоВАЗа?
- Безусловно, госпрограмма утилизации - очень мощный и эффективный импульс, от нее выиграли все участники рынка. Есть спрос - увеличивается производство, сохранены рабочие места на АвтоВАЗе и у поставщиков, государство собирает налоги. Но не все наши партнеры смогли восстановиться после кризиса так, как хотелось бы АвтоВАЗу, однако очевидно - положительный тренд налицо. То есть, от целенаправленных усилий государства выиграл автопром в целом, а значит - экономика страны.
Что касается успехов АвтоВАЗа, да, мы стали основным участником госпрограммы утилизации - 80% всех автомобилей, покупаемых по этой программе, Lada. Почему люди выбирают наши машины? Во-первых, у Lada сегодня самое оптимальное соотношение цена-качество-стоимость владения среди автомобилей эконом-класса. Во-вторых, я уже говорил, с начала года мы серьезно готовились: и производство, и продажи, и продвижение, и та же утилизация - все процессы, связанные со сдачей старой машины и приобретением новой мы контролировали ежедневно. Мы дважды увеличивали количество дилеров Lada, участвующих в программе, организовали во многих автосалонах рабочие места для ГИБДД и утилизаторов. Кроме того, АвтоВАЗ сам выступал как утилизатор, для чего получил соответствующий статус, хотя это - не наш бизнес. Сегодня для переработки «автохлама» по договорам с нами сотрудничает 17 предприятий, что позволило освободить многих владельцев, сдающих старые машины вазовским дилерам, от платы за утилизацию.
Кроме этого, мы постарались гарантировать своим клиентам покупку желаемой машины - и впервые в практике АвтоВАЗа с апреля этого года мы верстаем производственный план на основе конкретных заявок покупателей.
- Утилизационная акция стимулирования рынка рано или поздно закончится. На что вы делаете ставку, чтобы обеспечить уровень продаж после окончания госпрограммы?
- Сегодня у Lada - 30% российского рынка. Те автомобили, которые сейчас производит АвтоВАЗ, направляются прежде всего тем, кто уже заключил предварительные договоры по программе утилизации на Lada. То есть, сегодня госпрограмма утилизации частично забирает потенциал наших коммерческих продаж, а мощности завода и производство поставщиков, к сожалению, ограничены.
Восстанавливается рынок, растет спрос и на Lada. Правительство решило, что завершение госпрограммы утилизации в следующем году будет плавным, это нам позволит не снижая темпа продаж, увеличить реализацию «коммерческих» Lada.
Мы, не останавливая производство, в следующем году делаем серьезный шаг к выпуску новых современных автомобилей. Lada Granta, наша новая модель - очень привлекательна по цене (от 220 тыс. руб. в минимальной комплектации) и интересна по дизайну. Это довольно большая (4,30 м) «брутальная» машина, которая, я уверен, понравится людям. И этот новый продукт станет, уверен, серьезным драйвером продаж.
- Сюда еще можно добавить новые модели на платформе В0, старт продаж которых запланирован на весну 2012 года. Какую роль вы отводите всем этим новинкам в общей реализации продукции?
- Самую главную. Lada Granta, надеюсь, займет ту нишу, где сейчас «классика», впоследствии заменит и семейство Lada Samara. Название для Lada Granta прислали люди на наш конкурс «Народной машине - народное название», потому что действительно будем выпускать массовый городской автомобиль эконом-класса хорошего качества по уникальной для рынка цене. От успеха вывода на рынок Lada Granta зависит очень многое, в том числе и судьба наших следующих проектов. Что касается R-90 и F 90, это будут автомобили принципиально нового для АвтоВАЗа класса (универсал повышенной вместимости и коммерческий фургон). Но важно здесь то, что осваивая производство этих машин, мы используем французскую платформу В0 - одну из самых успешных мировых разработок. А альянс, в свою очередь, заинтересовался нашей платформой Kalina, считая ее очень перспективной для производства машин эконом-класса под своими брендами - вполне вероятно, в 2013 году. И если это произойдет, то будет впервые в истории автопрома нашей страны.
- В программе развития компании говорится, что к 2016 году АвтоВАЗ полностью обновит модельный ряд. Не опасаетесь, что ваши конкуренты смогут представить на рынке более интересные модели раньше? Ваш прогноз относительно рыночных перспектив будущих моделей Lada?
- АвтоВАЗ сегодня производит 5 семейств автомобилей. За один год заменить или обновить их все - нереально, в том числе учитывая возраст нашего главного конвейера, который мы сейчас модернизируем, и финансовое положение компании. Поэтому рассчитываем завершить полностью смену модельного ряда за 6 лет. Это норма по мировым меркам, а для российского автопрома - пока неслыханный эксперимент.
Риск потери доли рынка, конечно, есть, думаем этого избежать, начав производство новых автомобилей уже в следующем году. Параллельно АвтоВАЗ совершенствует Lada Priora и Lada Kalina - наши основные модели. В 2011 году на автомобилях Lada появится модернизированный мотор, а также ряд новых опций (навигатор, «помощник при торможении» - Break Assistance). Семейство Priora получит версию Special Edition, которая будет отличаться и внешне, и конструктивно. Сегодня автомобили Lada в сравнении с иномарками эконом-класса, оснащенными также, стоят дешевле на 50-100 тысяч рублей. И в нашей нише это серьезный фактор, мы его надеемся сохранить. Развитая сервисно-сбытовая сеть - также наше неоспоримое преимущество, и ее реорганизация, которую мы сейчас проводим - также одно из условий успеха. АвтоВАЗ - далеко не аутсайдер, мы боремся с конкурентами на равных, что подтверждают и объемы продаж.
- Другой важный вопрос - поставщики. Без серьезного улучшения качества продукции смежников не реализовать и масштабные планы АвтоВАЗа. Как будут строиться ваши взаимоотношения? Может быть, проще сменить базу комплектаторов и привлечь иностранцев?
- К началу 2010 года ситуация с поставщиками АвтоВАЗа стала критической - реальное положение дел таково, что современным требованиям отвечают только около 20% наших партнеров. Основные причины - монополизм на рынке и существенное отставание российских поставщиков от международных стандартов. Ситуацию необходимо срочно менять, поэтому с декабря прошлого года мы приняли новый стандарт работы с поставщиками, аналогичный действующему в альянсе Renault-Nissan.
Условия, на которых АвтоВАЗ будет работать с поставщиками - обязательное наличие собственного инженерного потенциала, способность самостоятельно разрабатывать проекты и обеспечивать требования по качеству, ценам и срокам. Новая панель поставщиков АвтоВАЗа формируется из числа так называемых «русских чемпионов» (российские конкурентоспособные компании), СП российских и зарубежных фирм, а также greenfield - абсолютно новых предприятий. При этом хочу отметить, что при номинации на новые модели, в частности, на автомобиль Lada Granta, мы старались выбирать таких российских поставщиков, с которыми иностранные компании будут создавать СП и делиться технологиями. АвтоВАЗ помогает в этом процессе: мы координируем создание СП с лучшими российскими поставщиками и предлагаем зарубежным партнерам строительство производств в ОЭЗ Самарской области, а самое главное - гарантируем достаточный объем заказа.
Наша цель - производить на АвтоВАЗе только двигатели, крупные элементы штамповки и крупные детали из пластика. Остальные узлы нам должны поставлять поставщики первого уровня, и ответственность за качество поставляемых узлов и модулей переходит к ним. Думаю, что к 2012 году у АвтоВАЗа сформируется панель из 70 основных поставщиков, 50 из которых будут поставлять модули.
- Можно подробнее о совместной структуре АвтоВАЗа и альянса по работе с поставщиками - каковы первые результаты ее деятельности?
- Для контроля качества продукции поставщиков в мае этого года, действительно, создана объединенная структура АвтоВАЗ-Renault-Nissan (ARNQSD) по качеству и развитию поставщиков. Сегодня слабые места компаний-смежников следующие: плохой анализ корневых причин возникновения дефектов, недостаточные меры предупреждения повторного появления несоответствий и слабое управление изменениями конструкции изделия. Эти проблемы были выявлены при анализе более ста компаний из числа основных поставщиков завода, причем оценивались они по прогрессивным методикам, которые применяются альянсом Renault-Nissan. С учетом полученных результатов объединенная с альянсом структура отбирала поставщиков для проектов R90 и F90 и для Lada Granta.
- Результатом работы менеджмента АвтоВАЗа можно считать финансовые итоги: чистая прибыль на уровне миллиарда против 40 миллиардов убытка в прошлом году. Каковы основные причины столь резкого улучшения показателей?
- С сентября 2009 года мы занимались изучением и реформированием завода, начали создавать практически новый АвтоВАЗ. Государство и акционеры нас услышали и очень помогли - мы смогли реструктурировать долги компании, передать городу и области объекты социальной инфраструктуры, оптимизировать численность персонала без социальных последствий. За счет снижения уровня постоянных затрат АвтоВАЗ снизил точку безубыточности с 600 тыс. автомобилей в год до 450 тыс. Реализовав эти мероприятия, мы впервые вышли не только на операционную безубыточность, но и ожидаем получить по итогам года чистую прибыть в размере не менее 1 миллиарда рублей. Также помог рост рынка и госпрограмма утилизации. Но говорить, что АвтоВАЗ окончательно вышел из кризиса, еще рано. Но даже этот результат казался еще недавно большинству аналитиков фантастикой.
Позитивные финансовые результаты, успешная реализация антикризисной программы и рост рынка во многом обусловлены поддержкой государства. Да, самую острую фазу мы преодолели - это позволило говорить об улучшении социального положения людей, возврате некоторых социальных льгот, увеличении заработной платы. Но основная работа по реформированию компании впереди. Надо изменить технологические процессы, модернизировать производство, обновить модельный ряд, реформировать систему закупок и продаж, повысить качество продукции и эффективность труда до уровня мировых производителей.
- Расскажите о кредиторской нагрузке предприятия. АвтоВАЗ полностью рассчитался с долгами?
- Долг АвтоВАЗа государству - 75 миллиардов рублей. В 2009 году мы только по процентам заплатили около 8 миллиардов. Основная сложность заключалась в том, что реструктурировать задолженность было необходимо в короткий срок. Благодаря помощи акционеров, и прежде всего - госкорпорации «Ростехнологии», нам это удалось. Недавно был получен последний транш государственной помощи - 10 миллиардов рублей. И сегодня можно сказать, что вся задолженность реструктурирована. Кстати, эти деньги мы обязательно вернем.
Более того, соглашение с акционерами, которое было подписано в июле этого года, и те решения, которые, надеюсь, будут приняты, должны позволить АвтоВАЗу стать стабильной компанией в течение ближайших двух лет. Долг будет частично капитализирован, в этом примут участие «Ростехнологии», «Тройка Диалог» и наши партнеры по альянсу Renault-Nissan.
- Помимо расчетов с государством АвтоВАЗу необходимо вложить значительные средства в инвестиционную программу, которая согласно вашему бизнес-плану оценивается в 183,5 млрд рублей. Где найдете средства, на что пойдет эта огромная сумма?
- Мы планируем привлекать инвестиции по пяти основным направлениям: в развитие модельного ряда до 2020 года надо вложить 58,4 млрд рублей; в разработку новых двигателей - 9,8 млрд рублей; на модернизацию процессов и производственные мощности 22,5 млрд рублей и 68,2 млрд рублей соответственно. Частично мы будем финансировать программу инвестиций за счет собственных средств, будем привлекать и заемные средства у ВТБ и Сбербанка, определенную часть инвестирует альянс Renault-Nissan.
- Заключительный вопрос связан с недавним заявлением гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова о возможном увеличении доли Renault-Nissan в АвтоВАЗе до контрольной. Как вы относитесь к этому? Останется ли АвтоВАЗ российским автопроизводителем в классическом понимании?
- Существовать сегодня «автономно», вне кооперации с мировыми концернами невозможно, более того - совершенно не нужно. Все без исключения мировые автопроизводители не только продают свою продукцию на рынках разных стран, но и разрабатывают и производят машины в разных странах. Кризис показал, что по сравнению с разрозненными производителями у альянсов больший запас прочности, более диверсифицированный модельный ряд, который можно оперативно переориентировать при изменении рыночной ситуации.
Основная стратегическая цель АвтоВАЗа - оставаться крупнейшим российским производителем автомобилей с собственной технологической базой. Компанией, которая выпускает качественные и доступные машины и является инвестиционно привлекательной. Укрепление нашего сотрудничества с альянсом свидетельствует, что мы начали успешно решать эту задачу. Сегодня у АвтоВАЗа есть прозрачная и понятная программа развития и технологического сотрудничества с альянсом: общий проект по запуску в производство автомобилей трёх брендов - Lada, Renault и Nissan - на платформе В0 на первой линии главного конвейера завода; взаимодействие для развития поставщиков и технологическое перевооружение предприятия. У АвтоВАЗа и Renault - Nissan общая задача: сохранить бренд Lada как составляющую мирового автопрома, в первую очередь освоив современные технологии, что дает возможность развития компании, города, региона и страны, ведь АвтоВАЗ - ведущее предприятие автопрома, а автопром - часть промышленности России.
Денис КВАСОВ
"Время"
www.time-samara.ru