Самарскую область посетила делегация одной из крупнейших специальных экономических зон Китая, расположенная в городе Шеньчжэнь.
В ходе визита китайцы посетили Тольятти, где встретились с первым вице-мэром Вадимом Кирпичниковым и министром промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владиславом Капустиным. Гостей познакомили с проектом особой экономической зоны, которую планируется создать в ближайшее время на территории города. Как отметил Капустин, резидентами зоны могут стать и две китайские компании, одна из которых займется изготовлением детских игрушек, а другая - производством стекла для промышленного производства и автомобилей. Также в рамках визита были обсуждены перспективы открытия на территории Тольятти производства машин с электрическими двигателями. Инвестором этого проекта может выступить китайская автомобильная компания BYD.
Несмотря на положительные результаты встречи эксперты пока осторожно оценивают перспективы реализации китайских инвестиционных проектов на территории области. В частности аналитики считают, что автомобили с электрическими двигателями вряд ли будут востребованы как в Самарском регионе, так и в России в целом. «Спрос на такие автомобили будет невысок. Ориентироваться в продажах китайская компания будет на состоятельных покупателей. Поскольку в ее планах - продавать около 10 тыс. электромобилей в год в Европе. Российский рынок, ввиду меньшей озабоченности россиян вопросами экологии, более низких цен на топливо и меньшей покупательной способности, вероятно, не поглотит более 1000 машин в год», - говорит руководитель пресс-службы ИК «Финам» Владислав Исаев.
«Я думаю, в России будут востребованы только небольшие электрокары для езды по курортам. Например, по Сочи. Но на них не будет такого большого спроса, чтобы открывать здесь целое производство», - отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты Самарской области Юрий Тихонов.
Что касается организации производства в рамках особой экономической зоны, то здесь, по мнению экспертов, все будет зависеть от качества китайской продукции. «Надо смотреть, какие технологии будут применяться в частности в производстве игрушек. Если качество будет таким же, какое мы видим сейчас, то вряд ли китайская продукция будет востребована. Что касается стекольной промышленности, то у Китая здесь есть все шансы для развития, поскольку в Самарской области эта отрасль совсем не развита. АвтоВАЗ, к примеру, закупает промышленное стекло в Саратове», - свидетельствует Тихонов.
Впрочем, по мнению, Исаева, китайцы будут рассчитывать не только на региональный рынок. «Китайски» проекты нацеливаются на российский рынок в целом, а не на региональный спрос. Ввиду того, что правительство РФ проводит достаточно жесткую протекционистскую политику, китайским фирмам интересна возможность войти на наш рынок именно таким способом», - отмечает эксперт.
Любовь ШРАМКО
«Время»
www.time-samara.ru