Парижский прорыв ВАЗа
27 ноября во Франции было подписано стратегическое соглашение, определившее ближайшее будущее ОАО «АвтоВАЗ». Правительство РФ и французский партнер автогиганта - Renault - вложат в развитие завода 50 млрд руб. и до 300 млн евро соответственно. Эти средства позволят предприятию снизить долговую нагрузку, запустить инвестпрограмму и снять социальную напряженность в Тольятти.
Двусторонняя помощь Представительная делегация России в Париже во главе с премьер-министром Владимиром Путиным сумела решить целый ряд вопросов экономического сотрудничества РФ и Франции. Одним из ключевых моментов визита стало подписание соглашения о реструктуризации долга ОАО «АвтоВАЗ» и внедрении программы производства продукции и инвестиций. План предусматривает обеспечение, начиная с 2015 г., производства 900 тыс. автомобилей, 70% которых составят модели тольяттинского завода, сохранение доли на российском рынке в размере 25%, а также развитие экспорта.
Для осуществления этой программы, которая основана на сокращении расходов ОАО «АвтоВАЗ» и на развитии компании при реализации амбициозного плана производства продукции, включающего выпуск новой линейки автомобилей в соответствии с запросами российского рынка, федеральное правительство намеревается увеличить размер помощи, выделенной предприятию, с 25 млрд руб. до 75 млрд рублей. Эти средства будут направлены на погашение банковской задолженности и обеспечение ликвидности предприятия на краткосрочный период. Правительство Самарской области берет на себя расходы по выплате заработной платы 14600 сотрудникам, которые будут переведены на работу в две дочерние компании АвтоВАЗа, говорится в официальном пресс-релизе завода. По словам Владимира Путина, высвобождаемые работники предприятия будут трудоустраиваться на дочерние предприятия АвтоВАЗа, которые должны будут создаваться в ходе совместной работы. «Такой опыт реструктуризации предприятий у Renault есть. Постараемся этим воспользоваться», - заявил российский премьер в ходе своего визита в Париж.
Кроме того, социальные объекты предприятия будут переведены в федеральное и местное подчинение. «Renault, со своей стороны, инвестирует в АвтоВАЗ эквивалент 240 млн евро, то есть 10,7 млрд руб., в форме имущественного взноса, включающего передачу технологий, производственного оборудования, ноу-хау, экспертных знаний и опыта для организации производства новых моделей автомобилей на платформе В0 (платформа Logan). Также Renault окажет поддержку АвтоВАЗу в разработке бюджетной модели, которая заменит модели Lada Классика и в создании новых мощностей для производства силовых агрегатов», - гласит сообщение компании.
Спасение по-русски С самого начала кризиса, когда обрушился национальный авторынок, губернатор Самарской области Владимир Артяков и профильные министерства в постоянном режиме отслеживали ситуацию на заводе и принимали оперативные меры по снижению негативного влияния макроэкономических проблем на состояние градообразующего предприятия. Были разработаны соответствующие предложения и направлены в кабинет министров РФ. В результате этой весной на ВАЗ приехал лично глава правительства Владимир Путин и принял решение о выделении заводу беспрецедентной господдержки в размере 25 млрд рублей. Эти деньги позволили предприятию рассчитаться по долгам перед поставщиками, также оказавшимися на грани выживания, и пережить крайне сложный летний период, когда продажи не превышали примерно 50% от докризисных объемов.
Но даже эта помощь не смогла в одночасье решить все проблемы АвтоВАЗа. Новый президент компании Игорь Комаров в начале осени был вынужден признать, что завод находится на грани банкротства, а долговая нагрузка чрезмерна. В октябре лишь на обслуживание кредитов ВАЗ потратил 770 млн руб., что в условиях дефицита оборотных средств для предприятия критично. И вновь единственной надеждой автогиганта стало государство. Путин заявил, что федеральный бюджет готов предоставить ВАЗу очередной кредит в размере 50 млрд руб., которых должно хватить на погашение большей части задолженности, решение социальных вопросов и запуск инвестпрограммы. Однако просто вкладывать деньги в поддержание на плаву терпящего бедствие завода правительство не стало. Нужно было четкое видение стратегии АвтоВАЗа и основных направлений его посткризисного развития.
Спасение по-французски Участие в этом процессе французского партнера - концерна Renault (владеет 25% акций) - объективно является ключевым условием успешного будущего ВАЗа. Французы могут оперативно предоставить необходимые технологии и ноу-хау, чтобы в максимально сжатые сроки обновить модельный ряд Lada и помочь нарастить долю бренда на рынке, который уже в следующем году может показать рост. Варианты и формы участия Renault в развитии АвтоВАЗа обсуждались довольно продолжительное время и потребовали от всех сторон детального изучения ситуации в Тольятти. Итогом стало соглашение, подписанное генеральным директором госкорпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым и старшим вице-президентом Renault Кристианом Эстевом.
|
Владимир ПУТИН,
премьер-министр России: - Подписаны очень важные документы по сохранению и развитию АвтоВАЗа. Renault остается нашим стратегическим партнером. Есть договоренность о том, что доля Renault не будет снижаться, а сегодня это 25% акций. Эта доля может быть увеличена. Российское правительство предоставит необходимые ресурсы на решение вопросов социального характера и для развития предприятия в общем объеме 50 млрд руб. Возможно, что мы капитализируем ранее выданный кредит, и тогда поддержка со стороны правительства России составит 75 млрд руб. Renault берет на себя обязательство внести необходимые средства в размере 300 млн евро в самое ближайшее время. Есть график совместной работы, на которую будут направлены эти средства в виде технологий, а в будущем, возможно, в виде прямых инвестиций. Речь идет о передаче технологий и производстве новых современных автомобилей мирового класса, разумеется, в своем сегменте. Renault для этого готова передать технологии, необходимое оборудование, лицензии, ноу-хау и т.д. Российских партнеров это в высшей степени устраивает. Кроме того, АвтоВАЗ при поддержке Renault, имея в виду японский сегмент Nissan, развернет производство автомобилей на Дальнем Востоке России.
|
Денис КВАСОВ «Время» www.time-samara.ru
30.11.2009
|