В своем послании федеральному собранию президент страны Дмитрий Медведев в качестве одной из основных задач, которые предстоит решить властям в будущем году, назвал стабилизацию ситуации в моногородах. Уже на следующий день губернатор Самарской области Владимир Артяков сообщил, что министерством регионального развития РФ Тольятти определен в качестве пилотного проекта для программы развития муниципалитетов, экономически зависящих от одного промышленного предприятия.
Моногород
То, что АвтоВАЗ в Тольятти является градообразующим предприятием, факт общеизвестный. И раньше это не считалось проблемой, скорее, являлось предметом гордости. Однако кризис кардинально изменил ситуацию. «Несколько лет назад шел разговор о том, что нам нужно уходить от зависимости от одного предприятия, - говорит депутат Государственной думы РФ от Самарской области Екатерина Кузьмичева. - Но как всегда, когда все хорошо, когда стабильно работает предприятие, когда решаются вопросы производственные и проблемы социального характера, руки не доходят». «На сегодня в Тольятти 70% населения так или иначе зависят от ВАЗа. Привязка города к одному предприятию - это бомба замедленного действия. И рано или поздно ВАЗ должен был «выстрелить», так же, как это случилось в Германии, в Америке, и в других странах, где существовали моногорода», - анализирует президент Тольяттинской торгово-промышленной палаты Владимир Жуков. По оценкам экспертов, в России около 350 моногородов. «Тольятти является самым крупным моногородом, может быть, поэтому все свойственные для таких территорий проблемы здесь стоят наиболее остро», - считает депутат Самарской губернской думы Владимир Яркий.
Диверсификация экономики
Программа развития Тольятти должна быть рассмотрена Правительством РФ в ближайшее время. Основные ее положения были обнародованы мэром города Анатолием Пушковым на заседании круглого стола в ТПП Тольятти 12 ноября. Программа состоит из трех блоков. Первый и основной - создание новых рабочих мест. Второй - развитие малого и среднего бизнеса в городе. Третий - это участие во временных и общественных работах. «Что касается первого направления, то фактически согласовано на всех уровнях создание особой экономической зоны. Она будет располагаться с левой стороны от шоссе, которое ведет на село Ягодное. Там правительство области выкупило 660 га земли. В проекте этой программы на следующий год заложено выделение более 7 млрд руб. из федерального бюджета. Кроме того, предложена очень серьезная программа по реструктуризации самого АвтоВАЗа, по созданию на базе его подразделений предприятий, которые будут работать на весь автопром России», - рассказал мэр Тольятти.
Что касается развития предпринимательства и малого бизнес, то, по словам Пушкова, со всеми профильными министерствами Правительства России есть договоренности о выделении специальных субсидий и грантов для создания предприятий малого бизнеса. На эти цели будет выделено около юо млн руб., за счет которых начнут работу 500 новых предприятий.
Депутат областного парламента Сергей Андреев полагает, что наиболее перспективными для развития города должны стать IГ-технологии, а также проекты, связанные с выпуском детских товаров. «Не стоит забывать, что из Тольятти вышла общефедеральная сеть по продаже детских товаров «Бегемот», - напоминает он. - Кризис - это не только проблемы, но и возможности, и сейчас у Тольятти есть шанс переструктурировать экономику города, сделать ее устойчивей. АвтоВАЗ от кризиса проиграл, а город получил билет, но воспользуется ли он этим счастливым билетом и сядет ли в поезд зависит и от горожан, и от власти».
Президент ТПП Самарской области Валерий Фомичев уверен, что крупным предприятиям необходимо активнее использовать аутсорсинг: «Предприятия должны отдавать малому и среднему бизнесу ряд видов производств, которые невыгодны для него. То есть использовать опыт европейских стран. В Европе малый и средний бизнес занимает до 80%, а у нас в среднем - это 20-25%». Исполнительный директор Самарского представительства инвестиционной компании «Финам» Максим Ловцов называет разработку подобной программы развития Тольятти логичным решением в сложившейся экономической ситуации. «Город интеллектуальный и динамичный, там есть очень хорошие специалисты-технари, и это весьма ценные кадры. Перспективы реализации программы хорошие, но во что это выльется в реальности, пока сказать сложно», - отмечает он. По мнению Владимира Жукова, для того, чтобы спасти ситуации в Тольятти, там должны появиться 4-5 новых крупных производств. «На АвтоВАЗе должно остаться не более 50 тыс. работников, остальным должна быть предоставлена другая работа. Сегодня нужны не капитальные заводы, а быстросоздаваемые технологичные производства»- говорит он.
Доля АвтоВАЗа
В результате реализации программы АвтоВАЗ потеряет главенствующую роль в экономике Тольятти. Однако крайний вариант с банкротством автозавода эксперты, опрошенные «Временем», считают маловероятным. «Развитие новых сфер деятельности позволит исключить социальную нагрузку на АвтоВАЗ в части содержания избыточной рабочей силы. То есть завод сможет безболезненно оптимизировать ситуацию с численностью персонала», - полагает Сергей Андреев. В пресс-центре АвтоВАЗа «Времени» сообщили, что предприятие позитивно оценивает все действия органов власти, способные улучшить качество жизни работников компании и жителей Тольятти.
«Сократится доля АвтоВАЗа, но увеличится доля дохода от других производств и новых рабочих мест. И в целом бюджет даже выиграет, потому что при распределении увеличивается возможность повышения зарплат и прибыли на предприятиях», - прогнозирует Валерий Фомичев. «ВАЗ должен быть похожим на все европейские или восточные автозаводы, - считает Владимир Жуков, - как правило, это сборочные заводы, на которых работают линии первых, вторых, третьих и так далее поставщиков. У города другого варианта нет - или будет большой социальный взрыв».
Ольга ГАЛЬЧИНСКАЯ
Ольга НИКИТИНА
«Время»
www.time-samra.ru