В пятницу следственное управление следственного комитета (СУ СК) при прокуратуре РФ по Самарской области отказало в возбуждении уголовного дела в отношении мэра Тольятти Анатолия Пушкова в связи с отсутствием в действиях состава преступления. Став лишь звеном в цепи ярких событий политической жизни Тольятти, прокурорское решение явилось отличным поводом для того, чтобы поискать ответ на вопрос: а что же стоит за всей этой суетой вокруг персоны мэра Автограда.
Проверка в отношении тольяттинского градоначальника началась 20 октября, после представления прокуратуры города, в котором предписывалось вернуть в городской бюджет финансовые средства, незаконно, по мнению надзорного органа, выплаченные мэру Анатолию Пушкову в виде текущих премий, премий в конце года и различных надбавок. В месячный срок, то есть до 19 ноября, прокуратура просила прореагировать на представление и устранить это нарушение. После публикации, появившейся на эту тему 22 октября в газете «Самарское обозрение» (где также делались и прогнозы о возможном возбуждении уголовного дела), представлением, вынесенным прокуратурой Тольятти, заинтересовался отдел по расследованию особо важных дел СУ СК при прокуратуре РФ по Самарской области. Однако по итогам проверки 6 ноября ведомство вынесло постановление об отказе в возбуждении дела «в связи с отсутствием в действиях Анатолия Пушкова состава преступления».
Сами по себе действия следственного управления в отношении глав муниципалитетов Самарской области давно уже стали расхожим явлением. Только за 2009 год СУ СК пять раз отказывало в возбуждении уголовного производства по материалам проверки деятельности мэра Самары Виктора Тархова. Однако на этот раз начавшаяся и скоропостижно закончившаяся проверка удивительным образом совпала по времени с известным заявлением тольяттинского социолога Виктора Шамрая. 30 октября он разослал по редакциям региональных СМИ письмо, в котором от имени общественного движения «Тольятти, вперед!» призвал Анатолия Пушкова уйти в отставку в десятидневный срок, пригрозив начать в противном случае процедуру отзыва мэра.
Это банальное на первый взгляд совпадение стало благодатной почвой для разного рода домыслов. Некоторые СМИ разглядели в нем конфликт интересов между губернатором Самарской области Владимиром Артяковым и его тольяттинским протеже Анатолием Пушковым. Федеральный «Коммерсант» выдал несколько публикаций, посвященных политической ситуации в Тольятти, в каждой из которых интерпретировал произошедшее, в частности, как попытку прогубернаторских структур избавиться от Пушкова, списав на него ответственность за тяжелое положение в городе. «Мэр пытается вывести Тольятти из кризисной ситуации, а прогубернаторские структуры любыми средствами пытаются его тормозить, палки в колеса вставляют», - привел «Коммерсант» слова депутата Тольяттинской городской думы Нины Болкансковой, которые она категорически опровергла на следующий день в местной прессе, назвав приписанные ей слова «выдумкой, плодом воображения журналиста».
Как бы то ни было, ряд совпавших по времени событий вкупе с их активной интерпретацией в СМИ дал обильную пищу для размышлений. Что скрывается за суетой вокруг кресла тольяттинского мэра? Кому выгодно нагнетание и без того сложной социально-экономической ситуации в Автограде? В чьих интересах и с какой целью это делается? Найти ответы на эти вопросы «Время» попыталось с помощью экспертов, хорошо знакомых с ситуацией во втором по величине городе губернии. Большинство из них сошлись во мнении, что нельзя анализировать происходящее в Тольятти в отрыве от идущих в области политических и экономических процессов, главными из которых безусловно являются операция по спасению АвтоВАЗа и борьба за пост мэра Самары.
Протест одиночки
Демарш известного тольяттинского политолога, заместителя директора Центра социальных технологий Виктора Шамрая вызвал в городе широкий общественный резонанс. Формально Шамрай, активно работавший в предвыборном штабе Пушкова и стоявший у истоков движения «Тольятти, вперед!», не мог выступать от имени движения, поскольку не является его учредителем и не входит в его руководящий орган. Но расчет опытного политтехнолога оказался точен: использование бренда движения, два года назад выдвинувшего и поддержавшего Пушкова на выборах, движения, имеющего устойчивый прогубернаторский имидж, превратило во многом эмоциональный протест одиночки в серьезный информационный повод. А последовавшие вслед за ним публикации породили небольшой переполох среди городских элит.
Все эксперты, хорошо знакомые с Виктором Шамраем, говорят о личном характере мотивов, побудивших его к действиям против вчерашнего политического союзника. «Шамрай считал, и, возможно, не без оснований, себя и своего близкого друга Сергея Жилкина одними из главных творцов победы Пушкова на выборах в 2008 году. События, которые последовали вслед за этой победой, иначе как трагическими не назовешь. Жилкина убивают. У Шамрая начинает рушиться бизнес. Мэрия предлагает ему выкупить по рыночной цене офис, находящийся в муниципальной собственности. Плюс к этому добавляются семейные проблемы. Человеку, находящемуся под гнетом такой цепочки обстоятельств, достаточно небольшого повода, чтобы сдетонировать», - рассказал источник, лично общавшийся с Виктором Шамраем на прошлой неделе. По его словам, Шамрай выглядел очень удрученным и говорил о желании навсегда уехать из города. И в четверг действительно улетел в Петербург.
«О решении написать обращение Виктор сказал на встрече оргкомитета по организации мероприятий, посвященных годовщине гибели СФЖ (Сергея Федоровича Жилкина - прим. ред.), - пишет в своем блоге известный тольяттинский предприниматель Владимир Ягутян. - Причина и повод один - подписание поправок к положению о ПГ (Почетном гражданине города - прим. ред.). Чтобы понимать мотивы ВШ (Виктора Шамрая - прим. ред.), нужно знать степень близости дружеских отношений между ним и СФЖ. Они были настоящие друзья. Другое дело, что ВШ очень сдержанный и закрытый человек, который не показывал силу своих переживаний. Почему «Тольятти, вперед»? Тут все просто. Это было их детище с СФЖ. Становление Пушкова мэром, по мнению ВШ, это во многом заслуга их усилий (ВШ, СФЖ и движухи). Особенно СФЖ. Именно поэтому подписание АП (Анатолием Пушковым - прим. ред.) поправок ВШ расценил (совершенно справедливо, кстати) как предательство. Отсюда и эмоциональное заявление от имени движухи, которое, по его мысли (видимо) должно было показать АП степень его предательства того, кто лично занимался его выборной кампанией. ...Так что это действительно порыв души и обида. ...И эмоции, конечно».
Из искры возгорится
Обращение Шамрая на прошлой неделе было дезавуировано учредителями общественного движения «Тольятти, вперед!» Они выступили с открытым письмом к горожанам, в котором заявили о поддержке проводимой Пушковым политики по стабилизации социально-экономической ситуации в городе и призвали «все здоровые силы Тольятти консолидироваться вокруг фигуры главы города». Однако до окончания этой истории, похоже, еще далеко. В субботу вечером «Времени» удалось дозвониться до Виктора Шамрая. Он сообщил, что намерен в ближайшие дни вернуться в Тольятти и «довести начатое до конца», т.е. начать с 9 ноября сбор подписей по отзыву мэра. Так как именно в этот день истекает срок ультиматума, поставленного им Анатолию Пушкову.
Как пояснил «Времени» сам Шамрай, поводом для открытого письма стало решение Тольяттинской городской думы от 21 октября, принятое, по его мнению, с учетом позиции Пушкова, отказать в присвоении звания «Почетный гражданин города» трагически погибшему экс-мэру Автограда и его другу Сергею Жилкину. Впрочем, Шамрай подчеркнул, что решение думы является лишь поводом, а причиной для появления обращения стала «неспособность Анатолия Пушкова в критической ситуации предъявить Тольятти программу выхода из кризиса».
Намерение Шамрая начать с понедельника сбор подписей по отзыву Пушкова с поста мэра вполне может свидетельствовать о том, что его сугубо личная инициатива нашла неких влиятельных сторонников и имеет все шансы превратиться в серьезную политическую акцию. «Его изначально эмоциональный порыв, вероятно, был подхвачен и сейчас уже будет использован определенными финансово-промышленными структурами федерального уровня, имеющими интересы в регионе», - полагает руководитель регионального исполкома партии «Единая Россия» Александр Фетисов.
Простые совпадения?
Эксперты сходятся во мнении, что изначально и прокурорская проверка, и инициатива Шамрая имели различное, ничем не связанное между собой, происхождение. Но попав на хорошо «удобренное» политическое поле, отлично вписались в логику разворачивающейся на нем большой экономической игры.
Масштаб этой игры носит даже не федеральный, а транснациональный характер, и на кону стоит ни много ни мало 30% автомобильного рынка России, именно во столько оценивается сегодня на нем доля продукции ОАО «АвтоВАЗ». «Выделение 54 млрд рублей на спасение крупнейшего отечественного автопроизводителя - это заслуга губернатора и «Ростехнологий», - полагает председатель совета директоров Приволжского кредитного бюро Сергей Очиров. - Этот транш позволит оставаться заводу на плаву как минимум полгода. И я вижу в этом начало выхода предприятия из пике. Понятно, что чем лучше становится ВАЗу, тем хуже 12 иностранным заводам, конкурирующим с ним и находящимся на территории России. Они заинтересованы в очистке рынка от ВАЗа. И это понятно - идет обычная конкурентная борьба».
По законам жанра, любая крупная игра порождает целый ряд игр сходного или меньшего масштаба. Одной из таких интриг-сателлитов является дискуссия относительно дальнейшей судьбы госкорпораций. Активное использование в ней аргументов, касающихся деятельности ГК «Ростехнологии» на АвтоВАЗе, позволяет экспертам говорить о взаимосвязи борьбы за контроль над крупнейшими в России экономическими институтами с политическими событиями в Самарской области.
«Вполне понятна попытка оппонентов Сергея Чемезова (генеральный директор ГК «Ростехнологий» - прим. ред.) представить деятельность возглавляемой им госкорпорации и деятельность выходцев из нее в неприглядном свете, - рассуждает политолог Андрей Перла. - Из тех информационных линий, которые тиражируются сегодня, легко распознается кампания по позиционированию менеджеров ГК «Ростехнологий» в качестве, мягко говоря, не очень эффективных управленцев, которые не смогли удержать на плаву АвтоВАЗ. Не могут с умом распорядиться выделенной госпомощью. Не могут разобраться между собой, если говорить о причинах появления этих разговоров о конфликте губернатора и мэра Тольятти».
Щит Горсткина
Присутствие в тольяттинской истории в качестве одного из основных фигурантов руководителя СУ СК при прокуратуре РФ по Самарской области Виталия Горсткина неминуемо приводит к параллелям с разворачивающейся борьбой за пост мэра соседней Самары. Именно Горсткин стал ключевой фигурой этой борьбы, в одиночку разбив все усилия административной вертикали по смещению Виктора Тархова.
Общественность и политические элиты ожидали весьма громких результатов по итогам финансово-хозяйственного аудита администрации Самары. Но Горсткин последовательно отказывал в возбуждении всех уголовных дел: сначала в отношении Виктора Тархова, затем его первого заместителя Николая Чичулина и в завершении - руководителя департамента управления имуществом Дмитрия Феоктистова. Очевидно, что, если бы следственный комитет согласился с претензиями областной прокуратуры в отношении самарских чиновников и дал всем этим делам ход, политическая конфигурация в областном центре, возможно, уже сейчас бы изменилась. Однако Горсткин выступил в роли определенного заслона, который, по большому счету, позволил сохранить Тархову пост мэра.
Эксперты весьма осторожно комментируют действия следственного комитета, размышляя над причинами, которые могли повлиять на решения ведомства. Тем не менее, большинство аналитиков сходятся во мнении, что подобная принципиальность в условиях современной России вряд ли под силу воину-одиночке, каким бы сильным и храбрым он ни был.
«Подобные вердикты принимаются вовсе не на региональном уровне, это прежде всего политическое решение, принятое наверху», - рассуждает член самарского горизбиркома Олег Казачек, - скорее всего, Тархову помогла выкарабкаться поддержка федерального руководства партии «Справедливая Россия».
О том, кто еще мог помочь удержать щит над головой самарского мэра полемизирует руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев: «Федеральная элита устроена сложным образом: между различными госкпорпорациями в период экономического кризиса идет соревнование за доступ к ресурсам. В Самарской области доминирует одна госкорпорация, и эта территория является весьма привлекательной для других мощных структур. Кроме того, у этой госкорпорации есть недоброжелатели и конкуренты на федеральном уровне. В этой ситуации у мэра Самары есть прекрасная возможность консолидироваться с теми силами, которые противостоят «Ростехнологиям» на федеральном уровне. В этой ситуации мэру Самары было бы политически выгодно использовать их интерес к Самарской области в своих целях. И не допустить тем самым доминирования и монополизации политического и экономического пространства в регионе одной группой».
Эксперты единодушны во мнении, что и внутри области у идеи досрочного ухода Виктора Тархова со своего поста сколько сторонников, столько же и противников. От быстрого сложения полномочий действующего мэра проиграют, прежде всего, финансово-промьппленные группы и представители различного бизнеса, имеющие своих представителей в сегодняшней администрации. «Уход Тархова не выгоден тем людям, которые находятся у руля мэрии, а также бизнесу, который хоть публично и открещивается от мэра, как тот же Хенкин, но в реальности поддерживает Виктора Александровича экономически», - полагает Казачек.
Оценивая потенциальную взаимосвязь между событиями в двух крупнейших городах области, едва ли не впервые в современной истории пришли к консенсусу представители сил, находящихся на разных полюсах политической системы. «Я думаю, что здесь идет политический заказ - по расшатыванию обстановки, по дестабилизации ситуации в Самарской области и, по большому счету, по подрыву репутации губернатора. Называть имена я не буду, но не исключаю, что «ноги могут расти» и из мэрии Самары, где сейчас идет очень активная возня в преддверии выборов главы города. Артяков - выходец из «Ростехнологий», поэтому это опосредованный удар по нему. А Пушков в данном случае лишь разменная монета», - считает первый секретарь самарского горкома КПРФ Анатолий Гонтарь.
Ему вторит и руководитель регионального исполкома единороссов Александр Фетисов: «В бардаке легче ловить рыбку. А то, что в мэрии Самары сейчас нет порядка и наблюдается возня с имущественным комплексом города, например известны случаи, когда людей, желая не допустить их участия в аукционах, связанных с ритуальными услугами, даже били, - очевидно. И я думаю, что запускать в Тольятти некие «дымы», отвлекающие внимание общественности от ситуации в областном центре, может быть выгодно структурам, близким к мэрии Самары».
Лишь бизнесмен Александр Хенкин как всегда придерживается оригинальной точки зрения на происходящее. Соглашаясь с тем, что кто-то умело манипулирует разрозненными событиями в своих интересах, Хенкин сомневается в том, что эти волны могут идти от властей города. «Вы слишком высокого мнения о мэре Самары», - говорит он.
Ирина КУДРИНА
«Время»
www.time-samara.ru