Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина на прошлой неделе озвучила нетривиальный подход к решению проблемы моногородов. По мнению федерального чиновника, у таких населенных пунктов два пути: развитие с привлечением сторонних инвесторов и диверсификацией производства или «закрытие» и расселение населения. В «черный список» попали 20 городов, в их числе и Тольятти. Однако министр уверена, что до крайней меры дело не дойдет, и предлагает создать в Автограде вне конкурса особую экономическую зону. Областные власти, в свою очередь, продолжают увеличивать финансирование на борьбу с безработицей и предлагать различные варианты решения этой проблемы.
Закрыть или развивать
В интервью Financial Times министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина заявила, что «стоит оценить перспективы деятельности градообразующих предприятий и, если шанс выйти из кризиса у них есть, привлекать инвесторов, в том числе зарубежных. Если же не будет ни инвесторов, ни альтернативных занятий для населения моногорода, он может быть закрыт, а жители переселены - такая возможность не исключена». По словам министра, в списке городов - кандидатов на расселение - не более 20 объектов. «Есть предприятия, которые не справились с условиями кризиса, однако у них есть шанс, чтобы начать эффективно работать. Они конкурентоспособны, современны, модернизированы», - отметила министр. В «черный список», в том числе, попал и Тольятти, так как проблемы АвтоВАЗа не могли не повлиять на общую ситуацию в городе.
Ранее Президент России Дмитрий Медведев дал поручение Правительству РФ подготовить предложения по работе с моногородами на ближайший год. «Президент считает, что это одна из наиболее важных тем в то время, когда мы формируем антикризисную программу и план по выходу из кризиса», - сообщил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и заверил, что правительство будет самым активным образом работать с проблемой моногородов. По словам Шувалова, эта проблема очень сложная, она касается как старых предприятий, где сокращаются рабочие места, так и создания новых рабочих мест. После этого Правительство России поручило Министерству регионального развития отбирать региональные инвестпроекты, которые будут развивать инфраструктуру моногородов так, чтобы там возникали альтернативные производства, и местные жители могли найти работу кроме как на имеющемся уже производстве.
Вместе с тем в правительстве пока нет единого мнения о том, как лучше всего поступить с моногородами. К примеру, заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Максим Топилин в ходе обсуждения ситуации с АвтоВАЗом в Тольятти выразил мнение, что моногорода не следует закрывать, а их граждан переселять. «В этом нет никакого смысла, увозить людей гораздо дороже», - сказал Топилин.
По мнению главного экономиста Merill Lynch Юлии Цепляевой, расселить такой город, как Тольятти, невозможно. «Это можно сделать с небольшими городами, как, например, Припять. Но переселить Тольятти очень сложно и нецелесообразно», - отметила она.
Особая зона
Одним из способов привлечения инвесторов в моногород Набиуллина назвала создание специальных экономических зон. По ее словам, федеральные власти стремятся к тому, чтобы у регионов было больше возможностей для того, чтобы самим выступать с предложениями об образовании таких зон с соответствующими льготами. В ОЭЗ инвестору, как правило, предоставляются различные виды льгот: налоговые, таможенные, административные, финансовые, говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Льготы везде разные и зависят от многих факторов. Так, в Калининградской ОЭЗ применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество организаций. Для резидентов ОЭЗ предусмотрен льготный порядок предоставления земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта. При этом арендная плата за участок устанавливается как фиксированная сумма и не может быть впоследствии изменена, а ближайшие 5 лет налог на землю платить не надо. Также на территории ОЭЗ в Калининградской области действует режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары ввозятся и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов.
«Создание экономической зоны поможет создать новые рабочие места, - рассуждает Цепляева, - но ситуацию в целом это не изменит. Примеры создания экономических зон меня не впечатлили. Ни в Ингушетии, ни в Калининграде расцвета экономики я не заметила». По ее мнению, единственный выход - диверсификация экономики и уход от зависимости от АвтоВАЗа. «В этом плане создание особой экономической зоны может быть полезно. Но как на деле выйдет, предсказать сложно», - подчеркнула экономист.
Инвестиции во спасение
Что касается привлечения инвестиций, то в этом направлении в Тольятти уже начинают реализацию ряда новых проектов, помимо Технопарка. Во время посещения Автограда заместителем министра промышленности и торговли РФ Станислава Наумова ему было представлено три инвестпроекта, один из которых - создание в Тольятти IT-парка как «мозгового центра» высоких технологий региона.
Развитие данной отрасли, по мнению экспертов, привлечет в Тольятти крупных инвесторов и партнеров для повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей. Руководитель управления формирования электронного правительства департамента государственного управления аппарата правительства Самарской области Станислав Казарин заявил, что в губернии достаточно интересных идей и компаний, которые в полной мере смогут реализоваться с использованием инфраструктуры IT--парка и при поддержке управляющей компании. По словам автора проекта - директора МУ «Городской информационный центр» Дмитрия Никулина, самое важное, что при создании тольяттинского технологического парка высоких технологий может быть использован опыт казанского IT-парка.
Несмотря на все попытки создания новых проектов, и чиновники, и бизнесмены, и эксперты сходятся в одном: открыть в Тольятти в ближайшие год-два серьезные производства, которые бы привлекли тысячи свободных рук, нереально. Другое дело, что в ближайшее время Автоград может стать инвестиционно привлекательным в отдельно взятых отраслях, например, в ЖКХ. Это направление до последнего времени таковым не являлось. Интерес инвесторов к жилищно-коммунальному хозяйству может быть связан с включением Тольятти в программу капитального ремонта жилого фонда. Заявка, поданная администрацией города на 2010 год, предполагает выделение 2 млрд рублей из федерального бюджета.
Кроме того, Тольятти может стать пилотной площадкой по реализации федерального проекта, касающегося повсеместной установки приборов учета в многоквартирных домах. Об этом «Времени» сообщил вице-мэр по городскому хозяйству Автограда Владимир Иванов. «К решению этой задачи уже приступили в этом году, для чего из областного бюджета выделено 57 млн рублей. А в соответствии с разработанной городской программой Тольятти требуется более двух млрд рублей», - сказал чиновник.
Добровольная занятость
Повлиять на непростую ситуацию в Тольятти, а также снизить нарастающую с каждым днем социальную напряженность должны и меры областных властей по снятию напряженности на рынке труда. Главным инструментом решения этой проблемы стала занятость на общественных и временных работах. До августа договоры с городским центром занятости предприятия заключали неохотно. Дело сдвинулось в августе, когда АвтоВАЗ объявил об организации на предприятии ю тыс. рабочих мест, однако заявок от заводчан поступило в два раза больше. На сегодняшний день речь идет о 30 тыс. рабочих мест с общими затратами на это 404,1 млн рублей. На сегодня, по данным центра занятости населения Тольятти, уже заключено 278 договоров на общественные виды работ со 199 организациями. Реально на общественных и временных работах заняты 29 тыс. 826 тольяттинцев. Руководитель городского центра занятости населения Владимир Багаев считает, что тенденция по освоению выделенных Тольятти федеральных и областных средств меняется к лучшему. В октябре должно было быть освоено от 120 до 140 млн рублей.
Антон УТЕХИН
Амир ТАРХАНОВ
«Веремя»
www.time-samara.ru