Вчера, 19 октября, в Тольятти состоялась первая официальная пресс-конференция нового президента ОАО «АвтоВАЗ» Игоря Комарова. В ней также приняли участие топ-менеджеры компании, отвечающие за финансы, развитие и новые продукты.
Открывая пресс-конференцию, президент ОАО «АвтоВАЗ» Игорь Комаров был умеренно оптимистичен. Он подчеркнул, что по итогам 9 месяцев 2009 года падение продаж автомобилей Lada составило лишь 43,5%, тогда как рынок в целом «просел» более чем на 51%. Это позволило заводу нарастить рыночную долю до 26%.
В то же время исполнительный вице-президент по финансам и корпоративному развитию «АвтоВАЗа» Олег Лобанов вынужден был признать, что сейчас предприятие находится в неудовлетворительном состоянии. По итогам третьего квартала основной долг компании превысил 62 млрд рублей. Задолженность перед поставщиками составила чуть более 9 млрд рублей.
В качестве выхода из тупика топ-менеджмент автогиганта предлагает государству следующую схему: завод выпускает конвертируемые облигации на сумму 50 млрд рублей, которые выкупают госструктуры, а «АвтоВАЗ» закрывает текущие кредитные линии, что позволяет ему избавиться от непомерной долговой нагрузки и необходимости платить проценты. Причем для этого достаточно 38 млрд рублей, а еще 12 миллиардов предприятию необходимы на пополнение оборотных средств. Стоит отметить, что завод снова накапливает задолженность перед поставщиками, которую удалось закрыть 25 млрд рублей, полученными летом текущего года от государства.
Что же касается планов «АвтоВАЗа» по модернизации продуктовой линейки, то в 2012 году должны появиться модель на платформе В0 (low-cost автомобиль) и Lada RF90 - пяти-семиместный универсал с возможностью трансформации салона. Вице-президент по продуктам и программам ОАО «АвтоВАЗ» Юг Демаршелье также сообщил, что семейство Lada Kalina будет позиционироваться как более дешевое - за счет снижения себестоимости, а топ-линейку будет представлять Priora. В 2014 году, вероятно, будет создан новый автомобиль на платформе В0 на смену Priora. Кроме того, может быть реанимирован проект автомобиля класса С, если этот продукт будет востребован рынком.
Игорь Комаров изложил и позицию руководства автозавода по оптимизации штата. В соответствии с производственным планом на 2010-2011 годы, определенным на уровне 450 тыс. машин в год, целевая численность работников предприятия составляет 74,4 тыс. человек. Сейчас на заводе трудится более 96 тыс. сотрудников. 21 773 человека в презентации, подготовленной к пресс-конференции, названы «временно избыточным персоналом». Подразумевается, что часть этих людей может вернуться на завод в 2012 году, когда будут запущены в производство новые модели. Речь идет о 7,4 тыс. работников трудоспособного возраста. Оставшиеся 14 тысяч - это сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста. Им будет предложено увольнение по собственному желанию с полной выплатой корпоративной пенсии. Всем временно высвобождаемым работникам будут предложены две программы занятости: общественные работы и срочный трудовой договор с «АвтоВАЗом».
Конкретные формы и объем этого участия остаются предметом переговоров. Что же касается поддержки государства, то, по всей видимости, окончательное решение по Волжскому автомобильному заводу будет принято 10 ноября правительственной комиссией под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова.
Денис Квасов