В ближайшие две недели Тольятти должны посетить министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова и вице-премьер Александр Жуков. По результатам их визитов правительственная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова, побывавшего в Автограде на прошлой неделе, должна сформулировать позицию государства и окончательно определить механизмы решения проблем тольяттинского автозавода.
Визит
Во время своего визита первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов посетил ряд объектов АвтоВАЗа, успев пообщаться с рядовыми работниками и заверить их в том, что массовых сокращений на заводе не предвидится. «Называются огромные цифры по сокращениям и увольнениям. Хочу сразу сказать, что это вранье. Никаких увольнений и сокращений на предприятии не планируется», - заявил он. Ветеранам производства чиновник поведал, что правительство РФ планирует разработать программу по модернизации автогиганта, которая будет осуществляться вместе с одним из основных собственников завода - альянсом Renault-Nissan. В том числе она будет предусматривать решение кадровой проблемы, с которой столкнулся автозавод.
Сегодня здесь трудится 13 тыс. человек пенсионного и предпенсионного возраста. Вице-премьер предложил им следующий вариант: «Чтобы начать работу по реализации программы модернизации завода и установки новых технологических линий и оборудования, предприятию необходима дополнительная рабочая сила для расчистки площадей. Мы приняли решение о создании для этих целей юридического лица, которое, скорее всего, будет дочерним предприятием АвтоВАЗа. В него смогут устроиться увольняющиеся работники завода. Мы готовы дать вам работу на ближайшие два года, средства на выплату заработной платы будут выделяться из федерального бюджета», - заключил первый зампред правительства и пообещал, что вопрос о создании новых временных рабочих мест будет решен в течение месяца.
На встрече с сотрудниками ВАЗа Шувалов счел нужным сообщить, что слухи об увольнениях беспочвенны. «Сокращения коснутся только пенсионеров. А в случае сокращения вашего рабочего места вам будет предлагаться другая работа», - успокаивал он. И подчеркнул, что кроме него контролировать ситуацию будут и другие федеральные чиновники. В ближайшие две недели на завод приедет министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова и вице-премьер Александр Жуков.
Поведал Шувалов и о том, что в дальнейшем будет происходить с социальной сферой АвтоВАЗа: «Расходы на содержание этой сети входят в стоимость того автомобиля, который продается нашим гражданам, и из-за этого цена становится неконкурентной. Мы пришли к выводу, что можем принять в различные уровни власти 17 объектов. Эта работа еще не закончена, и нам надо посмотреть на все учреждения, которые есть на балансе АвтоВАЗа», - заметил вице-премьер.
Стратегия развития
По словам Шувалова, окончательная версия стратегической программы развития Волжского автозавода должна появиться до конца текущего года. При этом чиновник отметил, что у федерального правительства есть желание, чтобы остался бренд Lada.
Первый вице-премьер не смог ответить на вопросы о том, что конкретно правительство России планирует получить от Renault в качестве взноса в уставный капитал ОАО «АвтоВАЗ», а также каков будет объем инвестиций в дальнейшее развитие автозавода со стороны французской компании. «Встречи между акционерами - «Ростехнологиями» с российской стороны и Renault-Nissan - нашими зарубежными партнерами — проходят постоянно. Наши партнеры подтверждают, что они заинтересованы в развитии АвтоВАЗа. Их инвестиции в завод носят стратегический и долгосрочный характер. Они подтверждают, что готовы серьезно инвестировать в его развитие и предоставить для этого самые современные и серьезные технологии, которые будут оценены прозрачным способом, чтобы не было спора по поводу того, сколько какие технологии стоят. После оценки они будут внесены в капитал ВАЗа. Во всяком случае, мы исходим из того, что модернизация производства будет основываться на технологиях, предоставленных Renault-Nissan», - поделился планами федеральный чиновник.
Между тем заявленная программа дальнейшего развития АвтоВАЗа уже вызвала критику со стороны экспертов. Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает отказ от разработки «Проекта С» стратегической ошибкой. Он уверен, что выпуск новых моделей по совместному плану с Renault станет очередной сдачей позиций отечественной автопромышленности, которая в будущем приведет к серьезному уменьшению рыночной доли Lada. С ним полностью согласен замдиректора научно-исследовательского центра «МИР» Михаил Васильев. Аналитики отмечают, что новые планы нанесут значительный удар по российским предприятиям - поставщикам компонентов.
Эксперты не раз заявляли, что на российском рынке ВАЗу удается лидировать из-за своего главного преимущества - низких цен на выпускаемую продукцию. «В случае начала сборки на конвейере моделей Renault-Nissan завод полностью лишится этого преимущества и встанет в одну линейку с прочими иномарками», - беспокоится Целиков.
Прогнозы
На основании сравнения цен моделей Logan и Logan MCV на разных рынках эксперты предполагают, что стоимость новой модели Lada Logan MCV будет не ниже 10 тыс. евро. По оценке «Автостата», при такой розничной стоимости емкость рынка для этого универсала составит не более 40-50 тыс. штук в год, даже с учетом разных модификаций. Целиков отмечает, что отказ от разработки собственных моделей («Проект С», «Нива-3» и ряда других наработок) повлечет за собой еще одну опасность - разрушение конструкторской и инженерной службы завода. Ее персонал после реализации «стратегических планов 2010-2014 гг.» можно будет сокращать в 5-10 раз.
Эксперты заявляют, что уже сейчас маркетологам и конструкторам Волжского автозавода надо работать над моделями, которые придут на смену Samara, Priora и Kalina. После восстановления рынка должно остаться 500-600 тыс. лояльных бренду потребителей в год. «Такой объем рынка является лакомым куском для любого автопроизводителя, и терять его в пользу Renault-Nissan - это полная капитуляция российского автопрома», - сокрушается Целиков. Васильев считает, что Renault - не тот бренд, на который нужно делать ставку. «В России он не воспринимается положительно, - поясняет эксперт. - Лучше было бы делать автомобили на платформе Nissan, этот бренд в нашей стране гораздо популярней», - констатирует он.
Альтернативой размещению в Тольятти сборки моделей Renault-Nissan Целиков считает сборочный конвейер СП «GM-АвтоВАЗ». По его мнению, автогиганту нужно выкупить долю у General Motors и самостоятельно развивать производство, экспортируя Chevrolet Niva во многие страны мира. Васильев говорит, что хорошей альтернативой стало бы развитие «Проекта С» - эти автомобили, по результатам исследований, могли быть востребованы на российском рынке после его подъема, через два года, считает аналитик.
Итоги
Подводя итоги визита первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова на АвтоВАЗ, можно констатировать, что зампред федерального правительства так и не раскрыл новой информации о том, что же будет происходить с российским автопромом вообще и тольяттинским автогигантом в частности. О том, что правительство будет поддерживать АвтоВАЗ, было известно еще год назад. К примеру, не был затронут вопрос о 12 млрд руб., необходимых на расчеты автозавода с высвобождаемым персоналом, о 70 млрд руб., которые были нужны на докапитализацию ВАЗа, чтобы он рассчитался по кредиторской задолженности.
Кроме того, Шувалов так и не рассказал в деталях о совместной программе АвтоВАЗа и Renault, о том, сколько готовы инвестировать французы и какие модели в результате будут производить на тольяттинской производственной площадке. Вся предоставленная по этим проблемам информация подавалась довольно расплывчато. Единственная конкретика, которая прозвучала из уст высокопоставленного федерального чиновника, касалась объемов инвестиций, необходимых сегодня отечественному автопрому в целом на дальнейшее эффективное развитие. По оценкам Игоря Шувалова, эта сумма составляет 688 млрд руб.
Любовь ШРАМКО
Денис КВАСОВ
Оксана ИВАЩЕНКО
«Время»
www.time-samara.ru