Насколько хороша стратегия социально-экономического развития области, что нужно сделать для выживания малого бизнеса и как лучше всего себя «продать» молодому специалисту — в интервью Samru.ru Валерия Фомичева, президента Торгово-промышленной палаты Самарской области.
- Недавно состоялось общественное обсуждение проекта стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2030 г. Как бы вы охарактеризовали этот документ и заявленные в нем амбициозные задачи?
- Для развития области сформирован пул стратегически важных проектов. Они сгруппированы по трем направлениям: в реальном секторе экономики, инфраструктурных и социальных секторах. Всего в стратегию включено более 60 проектов.
Для нормального развития любого региона его руководство должно ставить перед собой задачи, сориентированные на будущее. Но для выполнения этих планов нужны и кадровые резервы, и финансовые возможности. Поэтому минэкономразвития региона разработало такую стратегию, в обсуждении которой я принимал непосредственное участие. Считаю, что планы, заявленные в ней, выполнимы, потому что опираются на обоснованные расчеты, на уже имеющиеся мощности и потенциал. И если даже 80-90 процентов того, что заложено в стратегии, будет выполнено, регион получит мощный импульс к развитию. Тем более, что когда она будет одобрена губернатором, региональным правительством, то все структуры власти будут работать на осуществление этих планов.
Не сомневаюсь, что в процессе выполнения стратегических задач придется их корректировать: ведь они рассчитаны на долгосрочную перспективу. Это не страшно: главное, чтобы в целом стратегия была реализована и мы получили бы и большое количество рабочих мест (что немаловажно как для тольяттинцев, так и для самарцев), и прирост производственного потенциала, а это самое главное.
- Кстати, о тольяттинцах. Многие из них, обсуждая в соцсетях планы развития города, да и области в целом, считают стратегию мало выполнимой...
- Ну, это пессимисты. Как можно жить, если не ставить перед собой каких-то целей? Как можно развиваться, если не достигать их? Кстати — о Тольятти - в развитие города и ОЭЗ рядом с ним столько вложено средств, которые уже дают отдачу — в виде действующих заводов, появившихся рабочих мест. Да и на ближайшее будущее — 1200 рабочих мест будет создано Сбербанком, развивается Жигулевская Долина. Будет построена железнодорожная ветка до ОЭЗ «Тольятти», которая поможет и быстро добираться до работы горожанам, да и расширит возможности инвесторов. Конечно, этого мало, но — шаг за шагом — город все же не стагнируется, а развивается.
- А какие корректировки вносили вы, как представитель ТПП, в стратегию?
- У нас были предложения по корректировке системы налогообложения по облегчению этого обременения на физических и юридических лиц. Сегодня крайне необходимо создавать условия для развития бизнеса. Нулевая ставка, патентная составляющая — то, что позволяет создавать и расширять базу, объемы производства. Мы считаем, что гораздо эффективнее увеличивать поступления в бюджет за счет увеличения налогооблагаемой базы, а не поднимая процентные ставки налогов.
- Да, действительно, налоги подкашивают небольшие предприятия. Что, собственно, и происходит со многими предприятиями малого бизнеса в регионе. А как вы смотрите на перспективы развития малого бизнеса?
- Знаете, в Самарской области созданы многочисленные структуры в поддержку малого и среднего бизнеса. Безусловно, это значительное подспорье для предпринимателей. Но нужно обращать особое внимание и оценивать работу подобных структур по конкретным результатам. Считаю, что в этом случае необходим строгий контроль со стороны органов власти за правомерностью использования предпринимателями оказанной поддержки, ведь речь идет об эффективности расходования бюджетных средств. Что далеко ходить — вспомните, сколько раз за последние месяцы привлекали людей за неправомерное расходование выданных на развитие фермерских и сельскохозяйственных предприятий грантов?
- Скажите, на выборах многие политические партии предлагали собственный путь развития России. Что вы думаете на этот счет?
- Так и вспоминается пословица: «Я прокукарекаю, а том хоть не рассветай». Предлагают, прекрасно понимая, что это невыполнимо. Возьмем простой пример: некоторые партии в поддержку предпринимательства предлагают отменить налоги. А как тогда выдавать пенсию или платить бюджетникам? Инвалидам? Это «политики» даже не задумываются о том, каковы сегодня тенденции развития малого и среднего бизнеса. Я скажу, что, например, в Самарской области растет количество предпринимателей, перешедших на патентную систему налогооблажения. Почему? Потому что это выгодно — один раз заплатил, не нужно держать бухгалтера и заниматься огромным количеством отчетности. Не такая уж плохая тенденция, и правительство региона и губдума ее поддерживает.
- ТПП — это ведь своеобразный посредник между властью и бизнесом, представительный коллективный орган бизнесменов. Насколько наши местные депутаты помогают вам в вашей работе?
- Напомню, что ТПП в лице сотрудников или руководителей комитетов имеет возможность направлять представителей в городскую и губернскую думу для участия в заседаниях комитетов. Это возможность довести до депутатов проблемы, возникающие у предпринимателей. Палата создана представителями бизнес-сообщества и работет для них. При этом мы не только представляем в органах власти общие проблемы предпринимателей региона, но и работаем адресно с членами палаты, оказывая поддержку в решении проблемных вопросов. У нас много примеров, когда мы выходили с конкретной законодательной инициативой: по внеплановым проверкам, по сокращению сроков ревизий. Так что сотрудничество как с городскими, так и с губернскими депутатами у нас довольно тесное. Последний пример тому — изменение коэффициента по кадастровой стоимости земли. Зачастую применение установленного местным законодательством коэффициента приводило к тому, что стоимость площадей под производственными мощностями была переоценена в разы. Однако наше предложение о переоценке и изменении коэффициента прошло и его будут пересматривать.
- Какие услуги ТПП наиболее востребованы среди бизнесменов?
- Мы предлагаем множество разноплановых услуг. Причем многие из них — эксклюзивные. Например, получение электронно-цифровой подписи. Образовательная деятельность, которая дает возможность минимизировать затраты бизнеса, получив дополнительные знания и опыт, лицензии и т. д. Оценочная, экспертная деятельность. Третейское разбирательство. То есть напрямую предприниматели разбираются между собой, порой так гораздо проще решить вопросы. Медиация. Классификация гостиниц — не было такого прежде в регионе, мы освоили, у нас сертификат № 1 по Самарской области и эта услуга очень востребована, особенно в рамках мундиаля.
- А часто ли к вам обращаются средние и мелкие предприятия за помощью?
- У нас более тысячи предприятий являются членами ТПП, практически 70% состава — это средние предприятия. Есть, конечно, и крупные компании, это наш «костяк». В Самарской области Торгово-промышленная палата существует почти 30 лет, и, на сегодняшний день, пользуется заслуженным авторитетом и доверием и в системе ТПП, и в органах власти региона, поэтому к нам очень часто обращаются за помощью предприниматели, безусловно, мы не оставляем ни одно из подобных обращений без внимания.
- Какие тенденции развития бизнеса в Самарской области вы наблюдаете последние годы?
- Количество малых и средних предприятий увеличивается, растет их выручка, количество рабочих мест в предприятиях малого и среднего бизнеса тоже увеличивается. Это цифры налоговой службы, статуправления, это факты. В регионе создана благодатная почва для развития бизнеса.
Есть ряд программ для развития малого и среднего бизнеса. Они работают не только в сфере услуг — многие специализируются на производстве, есть даже ряд небольших предприятий-поставщиков «АвтоВАЗа». Такие компании правительство поддерживает, даже частично спонсирует через ссуды. Однако есть определенная специфика — им для работы требуются соответствующие международным и отечественным стандартам сертификаты на выпускаемую продукцию. Это затратно. И еще одно обстоятельство — для получения ссуд из бюджета нужно подготовить документацию, обоснования. Далеко не все это могут.
Кстати, у нас два предприятия получили серьезные инвестиции с поддержкой правительства области и Торгово-промышленной палаты. Жигулевская компания “Аком” получила 500 миллионов для развития и фирма механической обработки деталей — около 70 миллионов рублей из фонда поддержки предпринимательства.
- Считается, что наибольшая часть самарских фирм малого и среднего бизнеса — это те, что предоставляют услуги (парикмахерские, мелкие ремонтные мастерские, юридические и иные консультации). А как вы считаете?
- Знаете, посреднический бизнес быстро развивается и быстро окупается. Но у него слабая перспектива. Есть бизнес, который долго развивается и долго окупается, но у него хорошая перспектива. Многие рассуждают, что лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе, поэтому чаще открываются парикмахерские, магазины, юридические и посреднические фирмы.
Однако государственную поддержку получают не они, а те, кто занимается производством.
- Какой бы вы дали совет начинающему предпринимателю?
- Очень простой. Пока вы учитесь, нужно не только изучать теорию, но и применять знания на практике — на собственном опыте. То есть искать подработку, начинать пробовать себя. Сейчас у молодых людей очень много амбиций. Не успел человек толком получить опыт — а требует зарплату не меньше, чем у руководителя предприятия.
Но продавать свои знания и опыт надо, зная им цену. И чтобы и то, и другое ценилось выше, у меня есть простой совет. Определитесь, чем будете заниматься и двигайтесь в этом направлении — два, три или четыре часа в день работайте, набирайтесь опыта. И только тогда вы будете ценным специалистом и сможете устроиться после окончания на любую работу в фирму, которую выбрали, причем с хорошей зарплатой.