О причинах ухода актеров теперь можно только догадываться: отказавшись продлевать контракт, они разъехались по разным городам России - кто-то направился в Москву, кто-то в Питер или в Сочи. Те же из актеров, кто остался на службе в театре, от комментариев по понятным причинам отказываются. В то же время известно, что в последние годы муниципальный театр лихорадит - уже который год он не может обзавестись главным режиссером.
Тольятти, не блещущий культурными традициями, двадцать лет назад при активном участии всего городского сообщества сделал почти невозможное - создал уникальный театр. В то время в стране существовали только стационарные театры с постоянными труппами или самодеятельные студии. В Тольятти же профессионального театра вообще никогда не было. Возглавил «Колесо» Глеб Дроздов, до этого руководивший Ярославским театром имени Волкова. В труппу вошли актеры, прежде работавшие с Дроздовым, а также его ученики. Вскоре при театре был открыт актерский факультет. За двадцать лет
работы в «Колесе» было поставлено более 100 спектаклей. После смерти главного режиссера, воспитавшего целую плеяду талантливых учеников, театру было присвоено имя Глеба Дроздова.
Собственно, после смерти Дроздова и начались мытарства «Колеса». В 2002-2006 годах главным режиссером театра стал петербуржец Анатолий Морозов. Работать ему было, нелегко - труппу лихорадило, она раскололась на сторонников и противников нового главрежа. В итоге Морозов театр покинул. В августе 2007-го предложение занять ставшую вакантной должность главного режиссера «Колеса» получил легендарный Петр Монастырский. Но он вышел к мэрии с жестким требованием по укреплению материальной базы муниципального театра. За неполные 20 лет работы «Колесу» требовалось обновление фондов. Городская власть мягко дала понять, что таких денег на театр у города нет. Монастырский, поставив два спектакля, свои контакты с «Колесом» прервал.
Речь о главном режиссере в «Колесе» теперь вообще не заходит. Как стало известно, в роли «советника по творческой политике театра» теперь будет выступать Михаил Чумаченко - декан режиссерского факультета Российской академии театрального искусства. В июне он приступил к репетиции спектакля по пьесе «Свадьбы Кречинского» Сухово-Кобылина.
Тем не менее, семь актеров - Виталина Демченко, Николай Антропов, Валентин Соловьев, Алексей Редькин, Сергей Худобенко, Михаил Федосеев и Антон Пленкин - отказались продлевать контракты и продолжать работу в «Колесе». По мнению информированного источника, близкого к труппе театра, этот шаг связан не столько с материальной неудовлетворенностью (заработная плата актеров в среднем составляет 10 тыс. руб.), сколько с творческими разногласиями: «Ведь еще когда студенты учатся на актерском факультете, они часто бывают в театре и за кулисами, видят, как живут актеры, и понимают, что это не та сфера деятельности, где можно получать сверхприбыли. Их уход связан не только с финансовой стороной проблемы», - пояснил «Советнику» информированный источник.
В России сейчас порядка 650 профессиональных театров, более 400 из них не имеют художественных руководителей. «Колесо» создавалось как театр режиссерский, где Дроздов был жесткой направляющей и цементирующей основой труппы. Без фигуры такого масштаба театр так и будет лихорадить. И сейчас ни городские власти, ни сами актеры уже не в силах найти выход из сложившейся ситуации. Поэтому и не приживаются в «Колесе» новые главные режиссеры.
Примечательно, что творческий кризис настиг «Колесо» в юбилейный для него год. В 2008 году театру исполнилось 20 лет. Сможет ли он преодолеть этот кризис, станет ясно после открытия сезона, которое состоится 1 октября.
Анатолий Пушков,
мэр г.о.Тольятти
- Работа театра «Колесо» была темой специального рассмотрения на одном из совещаний. Вопрос не должен вообще стоять - нужен или нет театр городу. Он нужен однозначно. Те средства, которые мы выделяли, будем и дальше выделять. Другое дело, как нам все-таки помочь театру, чтобы он зарабатывал и актеров мог приглашать со стороны. Есть у нас определенные предложения, которые мы обсуждали, в том числе и в Москве. Но мы их озвучим ближе к началу театрального сезона, в сентябре.
Елена ШПАГИНА, «Самарский советник»