Результаты 2007 года по продажам новых автомобилей в очередной раз показали, что крупнейший российский производитель ОАО «АвтоВАЗ» уже не в силах конкурировать с иностранными производителями. Несмотря на заявления представителей ВАЗа о росте продаж, в целом автогигант с каждым годом теряет позиции на рынке. Основными причинами можно назвать появление большого числа недорогих иномарок, которые все чаще выбирают отечественные автолюбители вместо продукции ВАЗа. К тому же сами вазовские модели все время дорожают в долларовом эквиваленте, что опять же сказывается на спросе.
Одной из возможностей сохранить свои позиции на рынке для ВАЗа сейчас является разработка новых моделей и расширение существующего модельного ряда. Как заявил на форуме «Россия-2008» президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин, компания намерена разработать недорогой автомобиль стоимостью около $6-7 тысяч. При этом он не уточнил, в какие сроки это будет сделано. Единственное, что известно сейчас из его слов, - АвтоВАЗ будет делать- это без помощи своего стратегического партнера Renault, поскольку стороны пока еще не прорабатывали совместный модельный ряд.
В принципе, у ВАЗа сейчас есть недорогой автомобиль - «классика». Но как уже неоднократно заявляло руководства Волжского автозавода, в ближайшем будущем она будет снята с производства. Хотя нельзя исключать и тот вариант, что вазовская «классика» обретет вторую жизнь путем фейслифтинга и доводки до необходимых уровней безопасности и экологических норм. В настоящий момент ВАЗ-2107 соответствует нормам Евро-3. Можно предположить, что на его основе АвтоВАЗ и будет разрабатывать свою недорогую модель.
Другим вариантом может стать уменьшение стоимости «Калины» за счет снижения производственных издержек и выпуска более дешевой комплектации. Не стоит забывать и про давний проект Волжского автозавода - «Ока-2», который в короткие сроки может быть реанимирован. Возможно, что при этом будут использованы технологии, которые ВАЗ планирует получить от Renault.
Помимо недорогой модели, по словам Бориса Алешина, на ВАЗе хотят разработать и дорогую модель стоимостью до $30 тысяч. Правда, непонятно, на какую категорию покупателей .будет рассчитан этот автомобиль. Ведь за такую цену сейчас в России можно приобрести достаточно большое количество моделей иностранного производства.
Вполне возможно, что все заявления Бориса Алешина останутся лишь словами, а до реализации оба проекта так и не дойдут. К примеру, в 2005 году новое руководство ВАЗа уже заявляло о разработке 12 новых моделей. Позже выяснилось, что у компании на это нет денег.
В то же время на форуме «Россия-2008» руководитель автомобилестроительного бизнеса «Русских машин» Эрик Эберхардсон сообщил, что группа «ГАЗ» намерена начать выпуск автомобиля стоимостью $10-14 тысяч. Это означает, что компания, которая в основном специализируется на выпуске коммерческих автомобилей, решила попробовать себя в сегменте легковых автомобилей. В данный момент ГАЗ ведет переговоры о покупке платформы с несколькими автопроизводителями. По словам Эрика Эберхардсона, как сообщает rbcdaily.ru, ,будущая новая модель ГАЗа будет представлять собой «либо большой автомобиль класса В, либо маленький класса С». То есть ГАЗ будет напрямую конкурировать с АвтоВАЗом. И не исключено, что в разработке новой модели Горьковского автозавода. примет участие канадская Magna. Компания ранее уже разработала для ВАЗа платформу для производства автомобиля класса С. Но этот проект пока не получил развития.
Кирилл Чуйко,
Аналитик ФК «Уралсиб»
- По моему мнению, маловероятно, что АвтоВАЗу удастся разработать новую недорогую модель. Во-первых, по себестоимости производства сильно бьет инфляция. К тому же на разработку потребуется 2-3 года. С другой стороны, желание ВАЗа создать такой автомобиль похвально. Сейчас очень много внимания уделяется созданию недорогих моделей. В качестве примера можно привести Tata Nano. Но надо помнить, что новые разработки ведут к удорожанию автомобиля.
Валерий УЛЬЯНОВ, «Самарский советник»