С АвтоВАЗом дружить не хотят
В четверг АвтоВАЗ снова остановил конвейер. Причиной этого стал отказ поставщиков от сотрудничества с автогигантом ввиду высоких размеров кредиторской задолженности заказчика. Недовольство поставщиков вызвала и новая схема расчетов, введенная в декабре. В подобных условиях предприятию остается рассчитывать лишь на государственное финансирование и кредиты Сбербанка.
Поставку продукции на АвтоВАЗ прекратили семь предприятий. Автогигант был вынужден остановить конвейер ввиду того, что без поставляемых ими узлов и агрегатов невозможно собирать автомобили. Какие именно компании приостановили отгрузку, на АвтоВАЗе не раскрывают. По информации «Времени», среди них - самарский завод имени Тарасова, сызранский «Пластик» и саратовская «Балаковорезинотехника». Заместитель генерального директора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов уточнил, что завод имени Тарасова поставлял на АвтоВАЗ стартеры и генераторы, а «Балаковорезинотехника» - расширительные бачки. «Если бы была прекращена поставка менее значимых комплектующих, автогигант мог бы продолжить сборку машин, а потом доукомплектовать их. Подобные случаи уже были. Ранее предприятие испытывало трудности с поставками фар для автомобилей», - пояснил эксперт.
Главными причинами приостановки поставок стали высокие размеры кредиторской задолженности, а также новая система расчетов, введенная автогигантом в декабре прошлого года. Согласно ей, лишь 30% поставок завод оплачивает живыми деньгами, а остальные 70% - векселями. На самом предприятии заявили, что это продиктовано неблагоприятной экономической ситуацией и возникновением «кассовых разрывов».
Долги завода перед поставщиками в настоящее время составляют порядка 18 млн рублей. По мнению исполнительного директора Самарской гильдии финансистов Дмитрия Яковенко, наличие такой крупной задолженности говорит о том, что на предприятии есть серьезные проблемы с управлением финансовыми потоками. «Например, АвтоВАЗ недавно повысил цены на свою продукцию. В условиях падения покупательского спроса этот шаг совершенно не оправдан. Другие автопроизводители в настоящее время не повышают, а, наоборот, снижают цены», - утверждает эксперт. Введение вексельной системы оплаты поставок, по его мнению, также не является оптимальным шагом. Яковенко полагает, что при грамотном руководстве можно было найти альтернативный выход из создавшегося положения. «Для этого следовало, например, проанализировать складскую логистику, чтобы понять, насколько целесообразно и экономно формируются запасы комплектующих. Возможно, что по некоторым позициям были бы обнаружены излишки», - пояснил эксперт. Удалов сообщил, что автогигант установил полугодовой срок погашения векселей. Яковенко считает его неоправданно длительным. «Если уж расплачиваться за поставки векселями, то не в таком громадном количестве и со сроком погашения в одну-две недели», - полагает он.
По мнению экспертов, вексельная система расчетов создает поставщикам массу проблем. «Эти бумаги сегодня не самые ликвидные на рынке. Банки не рискуют брать их в залог даже с 40-процентным дисконтом», - утверждает аналитик ИК «Метрополь» Михаил Пак. По его мнению, это объясняется не только сложной экономической ситуацией в целом, но и сокращением объемов производства вазовских машин. В декабре прошлого года предприятие реализовало на российском рынке 37 тыс. автомобилей Lada, что на 41% ниже аналогичного показателя предыдущего года. В январе объемы продаж снизились еще больше - за этот месяц АвтоВАЗ реализовал 29,1 тыс. автомобилей.
Невозможность обналичивания векселей приводит к тому, что поставщики начинают испытывать трудности при расчетах за закупаемые ими материалы для производства комплектующих. Также возникают проблемы со своевременной выплатой зарплаты.
В пятницу депутат Государственной Думы от Тольятти Екатерина Кузьмичева на пресс-конференции сообщила, что Волжский автозавод возобновит свою работу в среду, 11 февраля. Она отметила, что руководство ВАЗа сейчас ведет активные переговоры с поставщиками. По мнению Удалова, для автогиганта это скорее вопрос имиджа, никакой реальной необходимости немедленно возобновлять производство в сложившихся экономических условиях нет. Сегодня автозавод испытывает серьезные трудности и со сбытом. По оценке Пака, На заводских складах и у дилеров скопилось порядка 133 тыс. машин - это 2,5-месячный объем производства. Эксперты не исключают, что предприятие может вновь запустить конвейер не раньше марта. |
Сергей УДАЛОВ,
заместитель генерального директора аналитического агентства «Автостат»
- Еслиговорить о намечаемых мерах господдержки АвтоВАЗа, то пока это только декларация о намерениях. До сих пор предприятие получало только краткосрочные банковские кредиты под госгарантии. А сегодня главная задача - стимулировать сбыт продукции. В этом плане реальную пользу могла бы принести инициатива правительства РФ по субсидированию 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ по потребительским кредитам при покупке автомобилей бюджетных моделей. Но пока не разработано никаких конкретных механизмов воплощения этой инициативы в жизнь. Также предприятию бы очень помогли серьезные госзаказы на его продукцию. Долгосрочные же кредиты, если они будут предоставлены под госгарантии, имеет смысл направить на реализацию совместного проекта с Renault по выпуску автомобилей Lada на платформе Logan. Это позволит оживить рынок и стимулировать потребительский спрос.
|
СЕРГЕЙ СТОЛЯРОВ, “Время”
09.02.2009
|