ОАО «АвтоВАЗ» может начать свою работу в 2009 году только со 2 февраля. Неофициальная информация об этом появилась на прошлой неделе. Тогда же стало известно, что с марта автогигант может вообще перейти на двадцатичасовую рабочую неделю. Во время вынужденных новогодних каникул сотрудники завода будут получать 2/3 средней зарплаты. Как полагает большинство экспертов «Советника», ситуация, сложившаяся на АвтоВАЗе, серьезно повлияет на расклад политических сил перед выборами в городскую думу Тольятти, и единороссам не удастся одержать такую же убедительную победу, как на выборах в городскую думу Сызрани.
Новогодний пир духа
Как стало известно на прошлой неделе, руководство ОАО «АвтоВАЗ» подготовило приказы о продлении новогодних каникул на предприятии до 2 февраля 2009 года. Эта информация является неофициальной, поскольку какого-либо подтверждения от пресс-службы автозавода в редакцию не поступало. Официально же предприятие будет отдыхать до 19 января. За это время на заводе планируется провести плановый ремонт и модернизацию оборудования. При этом сотрудники завода во время вынужденного отдыха будут получать лишь 2/3 средней зарплаты.
По словам лидера независимого вазовского профсоюза «Единство» Петра Золотарева, слухи о продлении новогодних каникул «действительно ходят, но официального подтверждения этому пока нет». «Также ходят слухи, что с 22 декабря завод может перейти на четырехчасовую рабочую смену», - отметил он. Одной из причин работы в таком замедленном режиме до Нового года и столь длительных каникул после него называется нехватка комплектующих. Дело в том, что за последние месяцы АвтоВАЗ успел задолжать весьма крупную сумму своим смежникам за уже осуществленные поставки. Как заявлял недавно министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин на одном из заседаний комитета губернской думы, предприятия, занимающиеся поставкой комплектующих на ОАО «АвтоВАЗ», испытывают большие трудности из-за отсутствия наличных средств. По его словам, есть уже около 15 обращений от руководства вазовских смежников по поводу проблем с выдачей заработной платы сотрудникам.
Скорее всего, такие длительные новогодние каникулы не будут единственной проблемой предприятия в следующем году. По информации «Советника», сейчас на заводе ведется сокращение штатов, а именно сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста. По словам источника, пожелавшего сохранить анонимность, кандидатам на увольнение предлагаются два варианта. Первый подразумевает попадание под сокращение, а вот второй - добровольное увольнение с выплатой определенной суммы в течение нескольких последующих лет. И многие выбирают именно второй вариант.
Надеются на царя-батюшку
Пока же рабочие АвтоВАЗа рассчитывают на поддержку со стороны государства. 18 декабря в Тольятти прошел митинг профсоюза работников завода. «Мы считаем правильным и справедливым решение правительства поднять ввозные пошлины на подержанные иномарки. Мы выступаем в интересах миллионов человек, которые работают в российском автопроме. Российское автомобилестроение - это не только АвтоВАЗ или ГАЗ. Предприятия по выпуску автомобилей работают в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Ижевске, Всеволожске, Таганроге. Правительства других стран поступают правильно, не допуская конкуренции продукции своих автозаводов и подержанных машин из других стран. При этом конкуренция между новыми автомобилями присутствует. Такую форму борьбы за покупателя, принятую во всем мире, мы приветствуем», - отметил председатель первичной профсоюзной организации ОАО «АвтоВАЗ» Николай Карагин. Также было высказано мнение, что необходимо и дальше вести дополнительную работу по защите отечественного автопрома. «Мы хотим, чтобы все те меры, о которых говорил председатель правительства Владимир Путин, как можно быстрее до нас дошли», - заявил Карагин.
Стоит отметить, что в начале минувшей недели стало известно о готовящемся визите премьер-министра России Владимира Путина на АвтоВАЗ. Неофициально анонсировалось, что он посетит Тольятти в пятницу 19 декабря. Однако совещание, на котором, в частности, обсуждались меры по преодолению кризисных явлений в автопроме страны, прошло в Набережных Челнах.
А ВАЗ и ныне там
Как стало известно «Советнику», тольяттинские единороссы подготовили свой партийный список, с которым они пойдут на выборы 1 марта 2009 года. В нем 31 человек, и возглавляет его исполнительный директор по производству ОАО «АвтоВАЗ», секретарь политического. совета местного отделения «Единой России» Виталий Вильчик. Кстати, выходцы с АвтоВАЗа занимают едва ли не половину списка. С другой стороны, в списке нет нынешнего спикера городской думы Александра Дроботова, да и вообще из действующих депутатов
в него попал только Александр Денисов.
Среди других известных тольяттинцев, попавших в список, можно отметить генерального директора ЗАО «Куйбышевазот» Виктора Герасименко, ректора Поволжского государственного университета сервиса Лидию Ерохину, первого заместителя секретаря политсовета по идеологической работе тольяттинского отделения ЕР Сергея Очирова, и.о. заместителя генерального директора по юридическим и корпоративным вопросам ООО «Тольяттикаучук» Михаила Васильева и др.
|
Андрей Перла,
политолог
- Существуют два варианта развития событий. Первый: люди (разумеется, не все), потерявшие в своих доходах в связи с тем, что экономический кризис коснулся АвтоВАЗа, ищут спасения, понимания и защиты у власти, в том числе и у партии «Единая Россия». И тогда они проголосуют за единороссов, и партия власти даже укрепит свои позиции. Второй: эти люди проникаются протестными настроениями и обвиняют власть во всех своих бедах. И тогда мы имеем в Тольятти рост недовольства. Выразится ли он в каких-либо массовых акциях, сказать сложно, но на выборах он может вылиться в массовое голосование за оппозиционные партии. Это может быть и «Справедливая Россия», и КПРФ, и ЛДПР. Но ни при каких обстоятельствах «Единая Россия» не потеряет большинства в городской думе Тольятти, в том числе и потому, что протестный электорат будет «размазан» по трем, а то и четырем политическим объединениям.
|
Единороссы рискуют потерять очки
Как полагает большинство экспертов, опрошенных «Советником», ситуация, складывающаяся на АвтоВАЗе накануне выборов в городскую думу Тольятти, назначенных на 1 марта 2009 года, может сильно ударить по позициям партии власти, претендующей на большинство мест в законодательном органе Автограда.
«Если мы посмотрим на список одномандатников «Единой России», то увидим в нем много фамилий нынешних депутатов городской думы. А в партийном списке присутствует много топ-менеджеров АвтоВАЗа. И я думаю, что в марте народ задастся справедливым вопросом: «А что эта власть сделала для нас?» Тем более что «Единая Россия» взяла на себя ответственность за те меры, которые позволят России преодолеть финансовый кризис. В этой ситуации депутатам от партии власти будет тяжело доказать свою профессиональную пригодность, поэтому такой же убедительной победы ЕР, как на выборах в городскую думу Сызрани, не будет. На этой волне вполне вероятно, что большое количество мест и по партийным спискам, и в одномандатных округах могут завоевать маргинальные партии вроде КПРФ и ЛДПР, что, безусловно, не пойдет на пользу городу», - считает действующий депутат городской думы Тольятти Дмитрий Жуков. Схожего мнения придерживается его коллега Дмитрий Полицемако, отметивший, что единороссы, скорее всего, потеряют очки, которые уйдут в протестное голосование.
Социолог Сергей Дьячков также уверен, что ситуация с длительными новогодними каникулами на АвтоВАЗе может серьезно сказаться на планах единороссов и руководства завода по завоеванию большинства в городской думе. «Это не просто скажется, это может стать определенной катастрофой для известно кого. Если каникулы продлятся до 2 февраля (а весь февраль будет агитационным месяцем), то о чем говорить-то с народом? В основном от этого выиграют коммунисты и какие-то независимые общественные движения вроде «Декабря», - отмечает Дьячков. Кстати, по имеющейся у «Советника» информации, на этой неделе между «Декабрем» и партией «Правое дело» может быть подписано соглашение о сотрудничестве на выборах.
Как отразится?
Петр Золотарев,
лидер независимого вазовского профсоюза «Единство»
- Как отразятся на АвтоВАЗе и его работниках такие длительные новогодние каникулы?
- Люди не будут работать продолжительное время. Это расхолаживает, более того, теряется квалификация. Поэтому когда они приступят к работе в полном объеме, качество выпускаемой продукции может пострадать. Во время каникул они будут получать всего 2/3 от среднего заработка, а ведь сотрудники, работающие в обычном режиме, могли подрабатывать: переработки давали дополнительный доход.
- Повлияет ли эта ситуация на исход голосования на выборах в городскую думу Тольятти?
- С одной стороны, учитывая опыт прошлых выборных кампаний, можно отметить, что тольяттинцы пассивно относятся к выборам, особенно к городским. С другой стороны, выборы в марте будут проходить в том числе и по партийным спискам. Поэтому ситуацию, складывающуюся на АвтоВАЗе, конечно же, будут использовать оппоненты партии власти. И на этой волне кто-то, возможно, и получит какие-то дивиденды.
Олег КОНДРАТЬЕВ,
Валерий УЛЬЯНОВ, «Самарский советник»