АвтоВАЗ планирует рассчитываться с поставщиками по вексельной схеме и приобрести завод "ИжАвто" по бартеру - в счет будущих произведенных авто. Это связано с нехваткой оборотных средств и трудностями кредитования у волжского автогиганта. Эксперты, в свою очередь, довольно скептически оценивают планы флагмана отечественного автопрома по бартерным сделкам.
О кризисе перепроизводства на заводе эксперты говорят уже не один месяц. Предприятию элементарно не хватает средств, чтобы рассчитаться по своим долгам. Ситуация усугубляется кризисом кредитования, из-за которого ВАЗ не может приобрести кредиты в нужном объеме. Это подтолкнуло предприятие к внедрению схемы вексельного расчета.
Пресс-центр ВАЗа не дал Репортеру информации об условиях новой схемы расчета, подтвердив только факт ее существования. По данным Репортера, за декабрьские поставки комплектующих завод наполовину рассчитается шестимесячными векселями. В январе процент векселей в расчетах дойдет до 65%. В феврале по той же схеме будут выдаваться трехмесячные векселя. Снова до 50% доля ценных бумаг в расчетах упадет к марту. В апреле завод обещает вернуться к обычной схеме денежных расчетов. Генеральный директор ОАО "Пластик" Максим Симоновсообщил Репортеру, что их предприятие уведомили о нововведении, но условий пока не озвучивали. Г-н Симонов отказался комментировать трудности, которые может вызвать вексельная схема, но подчеркнул, что он "за денежную форму расчета".
По мнению аналитика финансовой корпорации "Уралсиб" Натальи Сорокиной,такая схема - риск, прежде всего для поставщиков, а не для самого завода. "Поставщики будут искать возможность получить наличные сразу, а не ждать, поэтому могут появиться ижелающие принять на себя риски по этим инструментам и переоформить право требования сумм по векселям", - отмечает она.
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, наоборот, уверен, что данная схема не будет угрожать поставщикам завода: "Если векселя будут иметь свободное хождение, то поставщики смогут обналичить их через банки и получить денежные средства". Учитывая репутацию завода, векселя будут достаточно высоколиквидным инструментом.
На стоимости акций предприятия не должно серьезно сказаться вексельное обеспечение долгов. Как отметил Дмитрий Баранов, долги перед поставщиками отражены в отчетности компании, а сейчас они будут переведены в вексельную форму, но так и останутся долгами компании. По его мнению, долги уже оказали влияние на курсовую стоимость акций, и значительного изменения ее ожидать не стоит.
Сложная финансовая ситуация на заводе сказывается и на планах развития производства. ВАЗ планировал перекупить пакет акций предприятия "ИжАвто" у ГК"СОК", которой принадлежит 98% акций. В середине года стороны договорились об их стоимости в $357 млн. В октябре совет директоров ОАО "АвтоВАЗ" рекомендовал пересмотреть условия сделки, добиваясь понижения цены.
Позже были предложены новые варианты оплаты - ВАЗпредложил рассчитаться с предприятием своей продукцией - автомобилями. ОАО "ИжАвто" производит автомобили KIА и ВАЗ-2104, а также фургоны на базе автомобилей "Иж". Проектная мощность завода составляет 220 тыс. автомобилей в год. Пресс-служба ОАО "АвтоВАЗ" на запрос Репортера относительно условий сделки ответила буквально следующее: "Переговоры по приобретению "ИжАвто" продолжаются". Руководитель пресс-службы ГК "СОК" Дмитрий Румянцевзаявил, что официально такого предложения завод не озвучивал. По мнению Баранова, вероятность согласия со стороны "СОКа" составляет 35-40%: "СОКу" деньги нужны не меньше, чем другим компаниям, поэтому группа будет до последнего пытаться продать завод за "живые" деньги", - уверен эксперт. У управляющего директора AG Capital Александра Агибаловатакже имеются серьезные сомнения в реалистичности этой сделки. Он уверен, что сторонам придется искать компромисс. Эксперт финансовой корпорации "Уралсиб" Наталья Сорокина уверена, что такая сделка стала бы исключительным случаем. По ее мнению, она напоминает бартер 1990-х годов.
Острый недостаток у предприятия оборотных средств привел к техническому дефолту по оферте облигаций 2-й серии, который "ИжАвто" допустил 16 декабря. Облигации сроком на 4 года и стоимостью 2 млрд руб. компания разместила 14 июня 2007 года. В случае, если сделка по приобретению завода "ИжАвто" АвтоВАЗом состоится, долги предприятия автоматически перейдут Волжскому автозаводу. При этом долг ВАЗа перед поставщиками составляет чуть менее 26 млрд руб. Однако, по мнению Агибалова, у завода не возникнет сложностей с оплатой долгов, так как годовой оборот предприятия составляет более $6 млрд.
Александр АГИБАЛОВ,
управляющий директор AG Capital
- Примет ли "СОК" условия, предлагаемые ВАЗом? Согласится ли на оплату автомобилями, когда сам нуждается в деньгах?
- Для "СОКа" это малореальная сделка. Им нужны деньги. Вероятно, будет какой-то паритет найден: часть бартером, часть деньгами. Есть две крайние позиции: одним нужны деньги, у других денег нет, но они готовы платить автомобилями. Возможно движение навстречу - доля "живыми" деньгами, доля автомобилями.
- Долг "ИжАвто" по облигациям составляет 2 млрд руб. Кому достанется этот долг в случае совершения сделки? Сможет ли ВАЗ расплатиться с таким долгом?
- Естественно, тому, кто купил. И этот долг на данный момент учтен в стоимости завода. Но для ВАЗа это небольшая сумма, при обороте всей группы в $6 млрд.
Наталья СОРОКИНА,
аналитик ФК "Уралсиб"
- К чему может привести вексельная схема расчета? Поможет ли она заводу пополнить оборотные средства?
- Вексель поможет АвтоВАЗу отложить проведение платежей. Эта схема - риск прежде всего для поставщиков, а не для самого завода Вексель сам по себе предоставляет право требования определенной суммы денег, и, в принципе, эти права могут быть переуступлены.
- Как это скажется на поставщиках?
- Думаю, что поставщики будут искать возможность получить наличные сразу, а не ждать 6 месяцев, поэтому могут появиться и желающие принять на себя риски по этим инструментам и переоформить право требования сумм по векселям.
- Это может сказаться на стоимости акций завода?
- Для акций АвтоВАЗа это не будет иметь особенного значения, для стоимости компании больше важны перспективы развития.
Дмитрий ЩИПАНОВ, «Репортер»