Вчера в Кремле итальянская компания Pirelli&C. SpA и российская госкорпорация "Ростехнологии" подписали меморандум о создании в Самарской области совместного предприятия по производству автомобильных шин. Начало выпуска продукции запланировано на конец 2010 года. Инвестиции в предприятие мощностью 4,2 млн шин в год составят порядка 300 млн евро. Эксперты полагают, что установление партнерских отношений с одним из ведущих мировых производителей благоприятным образом может сказаться на качестве продукции ВАЗа и на росте спроса на нее у покупателей.
Церемония подписания меморандума состоялась в Москве в рамках саммита Италия-Россия. Документ с итальянской стороны подписал председатель правления группы компаний Pirelli & С. SpA Mapко Тронкетта Провера, а с российской - гендиректор государственной корпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов. Церемония проходила при участии премьер-министра Италии Сильвио Берлускони и президента России Дмитрия Медведева. На ней также присутствовал губернатор Самарской области Владимир Артяков.
Еще в июне Pirelli и "Ростехнологии" подписали протокол о намерениях по созданию совместного предприятия (СП) по производству и реализации шин на территории России и стран СНГ. Соглашения предусматривают создание на территории Самарской области площадки по выпуску шин для легковых автомобилей, легких и тяжелых грузовиков, металлокорд для усиления шин и автомобильных фильтров. По мнению участников соглашения, Самарская область является одним из наиболее экономически развитых регионов России, обладает значительными преимуществами: многоотраслевой структурой промышленного комплекса, благоприятным бизнес-климатом и условиями для инновационного развития.
Идею создания СП, которое станет якорным проектом для Особой экономической зоны (ОЭЗ) в пригороде Тольятти (Ставропольский район) вблизи территории ОАО "АвтоВАЗ", поддержало областное правительство.
Уже определен участок под размещение ОЭЗ, площадью 600 га, рядом с территорией Тольяттинского промышленно-технологического парка. Сейчас участок оформляется в областную собственность.
В рамках ОЭЗ на основе со-финансирования областного и федерального бюджетов предполагается строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Совместному предприятию обещаны налоговые льготы, включая льготы по таможенным платежам. Начало работ по строительству завода запланировано на лето 2009 года.
Глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов сообщил вчера журналистам, что объем инвестиций в новый тольяттинский завод, по предварительным оценкам, может составить 350-400 млн евро: "Но это предварительная сумма. Нам нужно подготовить проект, в соответствии с которым будет определен точный объем инвестиций", - заявил он после подписания соглашения. Чемезов подчеркнул, что предприятие будет производить 4,2 млн шин как для легковых, так и для грузовых автомобилей, в частности, для производимых АвтоВАЗом и КамАЗом, По его словам, завод может начать выпуск продукции уже к концу 2010 года.
Pirelli в этом совместном предприятии будет участвовать своими технологиями, которыми пока не обладает Россия. "Ростехнологий" и Pirelli будут совместно контролировать СП, которому, в свою очередь, будет принадлежать 100% компании, обеспечивающей управление производством и продажи продукции, при этом итальянские менеджеры будут отвечать за разработку бизнес-стратегии.
Эксперты в целом позитивно оценивают перспективы российско-итальянского СП. Управляющий директор AG Капитал Александр Агибалов считает, что переориентация АвтоВАЗа с продукции ОАО "Нижнекамск-шина", которое сейчас является основным поставщиком шин на автогигант, на продукцию Pirelli способно улучшить качество выпускаемых ВАЗом автомобилей, при этом цена на них, по его оценкам, изменится несущественно.
Автомобильные предприятия тольяттинского кластера, по словам ведущего эксперта УК "Финам менеджмент" Дмитрия Баранова,смогут ставите шины Pirelli на свои автомобили, избегая тем самым неоправданных расходов на закупку и перевозку сюда шин других производителей, повысится конкурентоспособность вазовских машин, их будет легче продвигать на экспорт. АвтоВАЗ сегодня является ведущим производителем автомобилей на одном из самых актуальных и быстроразвивающихся рынков мира, поэтому и для Pirelli, в условиях стагнации на ее основных рынках сбыта, сотрудничество с ним очень выгодно", -уверен эксперт. "Что же касается продукции, то для Pirelli, работающего на самых разных рынках по всему миру, не составит никакого труда выпустить шины, идеально подходящие для всех вазовских моделей", - заключил аналитик.
Оба эксперта уверены, что для области создание ОЭЗ даст дополнительные рабочие места и налоговые поступления в бюджет, стимулирует развитие промышленности региона в целом, и обрабатывающей отрасли в частности.
Владимир АРТЯКОВ,
губернатор Самарской области
- Подписание меморандума - значимое событие не только в масштабах Самарской области. Оно будет иметь позитивное влияние на развитие отечественной автомобильной промышленности России в целом. Областное правительство оказывает этому проекту всестороннюю поддержку. Уже выделена площадка для строительства совместного предприятия, предпринимаются конкретные шаги для создания Особой экономической зоны. Сотрудничество с компанией Pirelli повлияет на улучшение инвестиционного климата Самарской области, а также позволит создать новые рабочие места. Этот проект дает нам уникальную возможность для дальнейшего развития автомобильного кластера губернии.
Александр АГИБАЛОВ,
управляющий директор AG Капитал
- Основным поставщиком АвтоВАЗа сейчас является ОАО "Нижнекамскшина". Получается, что продукция Pirelli с пуском совместного предприятия заменит продукцию нижнекамского завода, скорее всего, произойдет полная переориентация. Соответственно, пострадает "Нижнекамскшина". На стоимость автомобилей это повлиять может, но несущественно. Для области ОЭЗ может, безусловно, дать рабочие места, налоги, развитие промышленности региона в целом, обрабатывающей отрасли. Что касается других партнеров ВАЗа, можно было вести переговоры и с ними. Возьмите пятерку крупнейших производителей шин, из них любой производитель мог бы быть потенциальным партнером автогиганта.
Дмитрий БАРАНОВ,
ведущий эксперт УК "Финам менеджмент"
- Для кластера в целом это может иметь огромное значение - автомобильные предприятия кластера смогут ставить эти шины на свои автомобили, избегая тем самым неоправданных расходов на закупку и перевозку к себе шин других производителей, повысится конкурентоспособность машин, произведенных в кластере, их будет легче продвигать на экспорт. Если АвтоВАЗ будет устанавливать их на свои машины, то его автомобили будут более конкурентоспособны и привлекательны для покупателей. Если брать соотношение цена-качество, то АвтоВАЗ, учитывая его сотрудничество с альянсом Renault-Nissan, может получить себе в партнеры еще одного мирового автопроизводителя, что самым благоприятным образом скажется и на качестве его продукции, и на росте спроса на нее у покупателей. Pirelli - один из мировых лидеров в производстве шин, и сотрудничество с ним для АвтоВАЗа более чем достойно и престижно. Но и АвтоВАЗ тоже является ведущим производителем автомобилей на одном из самых актуальных и быстроразвивающихся рынков мира, поэтому и для Pirelli, в условиях стагнации на ее основных рынках сбыта, сотрудничество с ним крайне актуально. То есть это соглашение может стать союзом двух равноправных партнеров. Что касается других производителей шин, то возможно, что такие предложения АвтоВАЗу поступали, но вот предварительное соглашение достигнуто именно с Pirelli, а значит, именно итальянцы были заинтересованы в реальном сотрудничестве, и именно их и можно назвать победителями. Что же касается продукции, то для Pirelli, работающего на самых разных рынках по всему миру, не составит никакого труда выпустить шины, идеально подходящие для всех вазовских моделей.
Алексей ОКИШЕВ,
Дмитрий ЖУКОВ, «Репортер»