ОАО «АвтоВАЗ» за счет дополнительной эмиссии приобретет пакет акций казахстанского АО «Азия Авто». Об этом сообщила пресс-служба компании. Соответствующее соглашение было подписано в минувший вторник руководством двух заводов и Евразийского банка развития, который в этой сделке выступает третьим лицом. В свою очередь, АвтоВАЗ предоставит «Азии Авто» исключительное право на сборку автомобилей Lada на территории Казахстана. Срок действия соглашения - 10 лет.
На фоне постоянно растущей конкуренции со стороны иномарок крупнейший российский автопроизводитель - ОАО «АвтоВАЗ» постоянно пытается найти новые рынки сбыта. Регулярно появляется информация, что предприятие готово создать совместные предприятия то в Иордании, то в Египте, то в Южной Америке. Но на ближайшие годы одним из самых перспективных рынков сбыта для автомобилей Lacla может стать территория Казахстана. Ранее в этой стране часть потребностей в недорогих автомобилях удовлетворялась за счет ввоза праворульных машин. Но после появления в январе 2007 года запрета на их эксплуатацию ниша недорогих автомобилей оказалась практически не занята, что фактически играет на руку АвтоВАЗу.
В настоящее время в Казахстане имеется 820 тысяч автомобилей Lada, что составляет почти половину всего автопарка республики. И не исключено, что эта цифра с каждым годом будет все увеличиваться. Ведь в прошедший вторник в Актобе (Казахстан) было подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «АвтоВАЗ», АО «Азия Авто» и Евразийским банком развития. Документ был подписан президентом ОАО «АвтоВАЗ» Борисом Алешиным, председателем совета директоров АО «Азия Авто» Анатолием Балушкиным и председателем Правления Евразийского банка развития Игорем Финогеновым. Евразийский банк развития, согласно условиям соглашения, намерен организовать финансирование инвестиционных потребностей сборки, а также финансирование развития производства комплектующих изделий. Финансовым консультантом АвтоВАЗа в данном проекте выступает ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог».
Как сообщила пресс-служба ВАЗа, соглашение предусматривает долгосрочное партнерство в целях организации сборки и сбыта автомобилей Lada. Также стороны договорились, что Волжский автозавод приобретет в соответствии с принятыми решениями уполномоченных органов АвтоВАЗа, а также с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан блокпакет акций АО «Азия Авто» в размере 25% + 1 акция за счет дополнительной эмиссии. Подписанное соглашение будет действовать в течение 10 лет.
Кроме того, в рамках соглашения ВАЗ на протяжении всего срока действия документа предоставит АО «Азия Авто» исключительное право на сборку автомобилей Lada объемом
до 120 тысяч штук в год и сбыт продукции на территории республики Казахстан. Правда, возможен вариант, по которому «Азия Авто» сможет поставлять собранные автомобили в некоторые регионы РФ (скорее всего, подразумеваются Сибирь и Дальний Восток) и другие страны. Но этот вопрос будет регулироваться уже отдельными допсоглашениями.
Сборка автомобилей Lada будет происходить в условиях полного сборочного цикла, включая штамповку, сварку и окраску, и осуществляться с использованием автокомплектов и компонентов, поставленных ВАЗом или другими производителями, одобренными ОАО «АвтоВАЗ». Кроме того, для обеспечения потребностей сборки стороны договорились о развитии производства комплектующих изделий в радиусе 200 км от места размещения сборочных мощностей.
Пока что на производственных мощностях АО «Азия Авто» собираются автомобили Lada 4x4 и Lada Samara 21099. Но можно предположить, что после подписания соглашения с АвтоВАЗом модельный ряд собираемых в Казахстане автомобилей будет расширен. Особенно, если сборочное производство в этой республике станет стартовой площадкой ВАЗа для похода на Дальний Восток. О чем руководство компании мечтает давно.
Что еще прикупит АвтоВАЗ в ближайшее время
В начале этой недели ОАО «АвтоВАЗ» подвело итоги внеочередного общего собрания акционеров, которое состоялось 5 сентября 2008 года. В частности, акционеры ОАО «АвтоВАЗ» одобрили лицензионные договоры с компанией Renault, касающиеся предоставления прав на секреты производства (ноу-хау), прав на производство, сборку, дистрибуцию и послепродажное обслуживание двух вариантов силовых агрегатов и их модификаций, а также прав на производство, сборку и дистрибуцию автомобилей RF 90 и платформы ВО. Цена лицензионных договоров составит по силовым агрегатам 120 млн евро, по автомобилям и платформе - 100 млн евро.
Валерий УЛЬЯНОВ, «Самарский советник»