В результате значительного повышения оплаты труда сотрудников ОАО "АвтоВАЗ" нагрузка на бюджет предприятия за последние 6 месяцев выросла минимум на 2,2 млрд рублей. Это провоцирует рост себестоимости производства автомобилей. При этом с начала года АвтоВАЗ обвиняет в росте себестоимости своих смежников.
На прошлой неделе пресс-служба ОАО "АвтоВАЗ" распространила информацию об очередном увеличении окладов своим сотрудникам. С 1 июля ставки повышены на 5,2%. В сообщении автозавода говорится, что решение о проведении индексации принято согласно коллективному договору ОАО "АвтоВАЗ" и на основании данных о росте прожиточного минимума для трудоспособного населения Самарской области. С начала 2008 года завод уже трижды индексировал оплату труда своих работников - на 2,5% в январе, на 2% в феврале и на 9,1% в апреле.
Общее повышение ставок и окладов с начала 2008 года составило около 20%. Для сравнения: за весь прошлый год автозавод трижды индексировал тарифные ставки, и общее увеличение тогда составило 11,6%. Как следует из отчетности АвтоВАЗа за первый квартал 2008 года, в 2007 году расходы автозавода на заработную плату и социальные выплаты составили 21,9 млрд рублей. С учетом уже произведенной индексации расходы ВАЗа по данной статье до конца 2008 года увеличатся примерно на 2,2 млрд рублей. То есть сумма, направленная автозаводом на оплату труда и социальные выплаты, превысит 24 млрд рублей.
Столь значительный рост расходов на оплату труда неизбежно скажется на себестоимости автомобилей. Уменьшение прибыли от продажи автомобилей по итогам I квартала 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года автозавод уже связывает с опережающим темпом роста себестоимости и коммерческих расходов по сравнению с ростом выручки. Между тем в течение всего года между АвтоВАЗом и его смежниками ведется дискуссия, в рамках которой автозавод обвиняет поставщиков комплектующих в повышении цен, что в результате увеличивает себестоимость машин.
Сами смежники с опаской относятся к столь высоким темпам увеличения оплаты труда на АвтоВАЗе, однако о том, что завод перекладывает на них вину за повышение себестоимости своей продукции, предпочитают не говорить. Генеральный директор ЗАО "Мотор-Супер" Дмитрий Савенков назвал повышение зарплаты на ВАЗе позитивным фактом. "Если взять 20% роста, то получается, что за истекшие полгода автозавод поднимал зарплату на 3,3% в месяц. Это нормальный показатель в условиях нынешнего уровня инфляции", - говорит Савенков. Однако при этом он отмечает, что рост зарплаты на ВАЗе вынудит поднять ее и на других предприятиях Тольятти, а это означает не только рост себестоимости автомобилей, но и очередной инфляционный виток. "Сегодня необходимо искать новые управленческие механизмы, за счет которых можно удерживать себестоимость производства", -говорит гендиректор "Мотор-Супер". В управлении по связям с общественностью группы СОК (один из крупнейших поставщиков ВАЗа) отметили, что во входящем в группу дивизионе "Автокомпоненты" считают нормальной индексацию оплаты труда на уровне 10-15% в год в зависимости от расположения предприятия. Основной принцип, которым руководствуются в дивизионе: рост производительности труда должен быть выше темпов инфляции. Получить комментарии на ВАЗе относительно того, как скажется рост зарплат на себестоимости автомобилей, не удалось. Руководитель еще одной компании-поставщика ВАЗа отмечает, что рост заработной платы сказывается на суммах социальных платежей, отчисляемых предприятием во внебюджетные фонды.
"Независимо от размера фонда заработной платы предприятие перечисляет 26% от него, - подчеркивает менеджер. - Соответственно, при повышении благосостояния работников растет и размер этих отчислений. Единственный путь минимизировать в этом случае потери - сокращать такими же темпами число сотрудников, чего на ВАЗе, по всей видимости, не происходит", - отмечает источник.
Василий ЛЯМИН, «СО»