К концу 2008 года могут вырасти тарифы на авиаперевозки. Виной всему будет постоянный неконтролируемый рост цен на авиакеросин. Кроме того, с сентября российские авиаперевозчики должны будут использовать топливо, соответствующее европейским нормам, что опять же может сказаться на цене авиабилетов. Как следствие у железной дороги может увеличиться число клиентов.
Рост цен на топливо наблюдается в нашей стране в течение последних нескольких лет. Причем эта тенденция касается не только обычного бензина, но и авиакеросина, что, в свою очередь, сказывается на стоимости авиабилетов. По данным авиаперевозчиков, за последний год цены на топливо выросли на 70%, а, в этом году только за апрель и май - на 25%. Как следствие, практически все российские авиаперевозчики были вынуждены увеличивать топливные сборы - одну из составляющих стоимости авиабилета. Расходы на топливо сейчас могут составлять от 40% до 70% себестоимости рейса.
В итоге рост цен на авиакеросин сказывается на пассажирах, которые вынуждены платить больше.
Естественно, эта ситуация не могла остаться незамеченной Федеральной антимонопольной службой. В прошлом месяце служба начала выяснять причины роста цен на топливо. В частности, в ФАС считают, что стоимость авиатоплива на внутреннем рынке стала выше, чем в аэропортах Западной Европы. По данным ведомства, резкий рост цен на авиатопливо начался в ноябре 2007 года, а до этого момента цены на авиационные горюче-смазочные материалы практически не менялись.
Более того, уже осенью этого года авиаперевозчики могут столкнуться с еще одной серьезной проблемой. В феврале правительство приняло постановление №118 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В результате, уже с 5 сентября, когда документ вступит в силу, авиакомпании не смогут использовать топливо, которое не соответствует европейским стандартам. И оно, кстати, будет дороже. В итоге, вполне возможно, что местные авиаперевозчики потеряют часть клиентуры на популярных сейчас рейсах, как, например, Самара-Москва. А железная дорога от этого только выиграет.
Александр Ирдуллин,
пресс-секретарь ОАО «Авиакомпания «Самара»
- Цены на авиакеросин за последние годы выросли весьма и весьма ощутимо, в особенности, в первом полугодии 2008 года. Авиатопливо подорожало во всех аэропортах. При этом в тех аэропортах, где рынок заправки авиаГСМ монополизирован, произошел более значительный рост цен, чем в конкурентной среде. Рост тарифов на авиаперевозки лишь частично, причем с опозданием, компенсирует рост цен на топливо. В итоге, убытки из-за высоких рисков несут авиакомпании, работающие с конечным потребителем транспортных услуг, а не другие участники этой цепочки. Рост цен на топливо обостряет не только "межвидовую" конкуренцию в сфере транспорта, но и "внутривидовую", являясь, таким образом, серьезным фактором и количественных, и качественных изменений на рынке авиаперевозок.
Валерий УЛЬЯНОВ, «Самарский советник»