Член правления РАО "ЕЭС России" Владимир Аветисян определился с тем, чем будет заниматься после намеченного на 1 июля закрытия РАО. Он возглавит корпорацию "Автокомпоненты", которую создают на паритетных началах "Рое-технологии" и группа "АвтоВАЗ".
Новое место работы члена правления РАО "ЕЭС России" Владимира Аветисяна стало известно в минувшую пятницу. В ходе годового собрания акционеров ОАО "АвтоВАЗ" глава госкорпорации "Ростехнологаи" Сергей Чемезов объявил о создании его ведомством совместно с тольяттинским автозаводом корпорации "Автокомпоненты". Руководить этой структурой будет Владимир Аветисян. На вопрос, почему выбор пал именно на него, Чемезов ответил, что Владимир Аветисян грамотный и талантливый руководитель. "Найти менеджера такого уровня практически невозможно. Кроме того, Владимир Аветисян из Самары", - заявил Чемезов.
Сам Владимир Аветисян сказал СО, что ему пока нечего добавить к вышесказанному. За исключением одного: новое место работы топ-менеджера РАО снова будет в столице, где разместится офис "Автокомпонентов".
Согласно официальной информации, распространенной группой "АвтоВАЗ", создание холдинга соответствует стратегии автозавода и его акционеров, направленной на продвижение продукции на внутренний и внешний рынки. Основной целью проекта является выпуск современных автокомпонентов для новых моделей ВАЗа и всего российского автопрома. Кроме того, холдинг будет заниматься экспортными поставками в страны СНГ и дальнего зарубежья. В задачи холдингу вменяется не только обслуживание ВАЗа и, возможно, КамАЗа, но также поставки автокомпонентов на другие заводы России. В ходе своего выступления на собрании акционеров Чемезов заявил, что ВАЗ намерен "вернуть бизнес по продаже запчастей". Причем не просто вернуть, а стать одним из флагманов на российском рынке. По оценке главы "Ростехнологий", доля вновь создаваемой структуры на российском рынке автокомпонентов должна составить не меньше 40%. В свое время в такую долю рынка автокомпонентов оценивала свои позиции группа СОК. Сейчас она сократилась до 15-20%. По словам президента ОАО "АвтоВАЗ" Бориса Алешина, годовой объем этого рынка -100 млрд рублей.
По мнению старшего аналитика ИГ "Антанта Пиоглобал" Игоря Краевского, инициатива ВАЗа и "Ростехнологий" будет иметь реальное продолжение, но обозначенная планка в 40% рынка - максимальная для создаваемого холдинга. "Для того чтобы производить качественные автокомпоненты для других производителей, в частности для сборочных производств иностранных компаний, у ВАЗа нет достаточной технической базы, - считает Краевский. - Но в целом стратегия правильная. ОАО "АвтоВАЗ" пытается выстроить нормальную дилерскую сеть, сертифицировать своих дилеров и провести целенаправленную политику по упорядочению всех моментов, связанных с сервисом". По мнению аналитика, потребуется много средств и времени, чтобы достичь запланированных показателей, но, в принципе, это возможно. "Скорее всего, расширение доли ВАЗа будет происходить за счет вытеснения с рынка мелких производителей. Крупнейшие производители, в частности СОК, сохранят свою долю, хотя и испытают значительное усиление конкуренции", - говорит Игорь Краевский. Аналитик независимой инвестиционно-банковской группы CIG Наталья Сорокина считает, что "Ростехнологий" стремятся по максимуму контролировать всю производственную цепочку, начиная от производства автомобилей и заканчивая продажей запчастей. Самой компании это дает больший контроль над рентабельностью отдельных сегментов, но все зависит от того, каким образом ВАЗ будет стоить свою работу. "Желание ВАЗа контролировать весь процесс понятно. Всем известны проблемы, которые были у компании с дилерами. Автозавод считает, что в этом случае процесс доставки и продажи будет по максимуму централизован. Возможно, цепочки продаж запчастей и автомобилей будут как-то интегрированы и, таким образом, компания лучше поймет, что происходит на рынке. В реализации этой стратегии ВАЗ не ориентируется на то, чтобы кто-то пострадал, делается это все-таки для того, чтобы и потребителям, и автопроизводителям в результате стало лучше. Для потребителя будет плюс. Я предполагаю, что у дилера будут интегрированные связи с вазовской сетью запчастей, и цепочка поставки и продаж будет лучше работать", - отметила Сорокина. Руководитель управления по связям с общественностью ГК СОК Дмитрий Румянцев отмечает, что, пока не ясна стратегия развития нового холдинга, говорить о каких-то изменениях для автокомпонентного бизнеса группы преждевременно. "Одно можно сказать с уверенностью: желание консолидировать активы выглядело бы логично. Однако при этом необходимо обратить внимание на то, что на автокомпонентном рынке серьезные позиции занимает контрафактная продукция. Эта проблема не одного предприятия или объединения предприятия, а проблема государственного уровня, с которой надо бороться", - подчеркивает Румянцев.
Покупать, поглощать, объединять
Стратегию развития корпорации "Автокомпоненты" еще только предстоит разработать, но уже сейчас понятно, что для достижения заявленных целей новый игрок будет поглощать уже существующие производства и объединять в одно целое имеющиеся активы ВАЗа, "Оборонпрома" и т.д.
Кто именно станет кандидатом на поглощение, пока неизвестно. Сегодня на конвейер "АвтоВАЗа" ведут поставки компонентов несколько промышленных групп: СОК, 'Тадем", "АвтоКом", "Криста", "Слафт", "Полад", ХК "Автокомпоненты" ("Оборонпром"). Среди них, по словам источника СО, близкого к руководству "Ростехнологий", интерес вызывает дивизион "Автокомпоненты" СОКа. Сам "АвтоВАЗ" косвенно или напрямую имеет доли во многих предприятиях, не управляемых его менеджерами. Прямые блокпакеты есть на Тольяттинском заводе автоагрегатов (ТЗА) (35%) и в ЗАО "Кардан" (34%). Кроме того, ВАЗ фактически является совладельцем "Мотор-Супер" и "ВАЗинтерСервиса". Доля автозавода, по информации СО, в "Мотор-Супер" - 50%, в ВИСе - 70%. ГК "Ростехнологий" через дочернюю структуру "Оборонпром" является собственником ДААЗа, СААЗа и СМЗ, выкупленных в 2007 году у ВАЗа за 1,6 млрд руб. Не исключено, что в холдинг войдут и вспомогательные производства ОАО "АвтоВАЗ". Речь идет о корпусе вспомогательных цехов (КВЦ) и производстве пластмассовых изделий (ПЛИ). Кроме того, председатель совета директоров ОАО "АвтоВАЗ", генеральный директор государственной корпорации "Ростехнологий" и член совета директоров ОАО "КамАЗ" Сергей Чемезов не исключил вероятность передачи в управление холдингу и активов КамАЗа. По всей видимости, речь шла о таких "дочках" КамАЗа, как ОАО "КамАЗ-металлургия" и ООО "КамАЗ-автотехника", специализирующихся на производстве автозапчастей.
Решать все анонсируемые задачи будет команда менеджеров, которая, по всей видимости, станет несколько иной, чем та, что была в РАО "ЮС России". Пока Владимир Аветисян однозначно анонсировал лишь одно назначение - финансовый блок новой корпорации возглавит его заместитель по бизнес-единице № 2 РАО ЮС Юрий Макушин. "Кроме того, предполагается, что в структуру команды войдут менеджеры среднего звена, работавшие со мной в РАО. Вопрос по остальным топам пока остается открытым", - заявил СО Владимир Аветисян.
Новый политический ориентир
Назначение Владимира Аветисяна руководителем проекта корпорации "Ростехнологий" Сергея Чемезова означает и сохранение системы элит, выстроившейся в регионе после прихода к власти губернатора Владимира Артякова - еще одной креатуры Сергея Чемезова.
Владимир Артяков полностью перестроил систему отношений с бизнесом, отдавая приоритет крупным системным компаниям. В числе тех, кто выиграл от перемен, оказался и холдинг "Волгопромгаз", идеологом развития которого всегда являлся Владимир Аветисян. Новое назначение, вероятно, повлечет за собой еще большее укрепление уже установившихся связей.
Василий ЛЯМИН,
Любовь ФАДЕЕВА, «СО»