По версии авторитетного журнала "Forbes", сразу два города Самарской области вошли в пятерку лучших в России для ведения бизнеса. Что сделало нашу губернию по-своему уникальной. Самара и Тольятти обошли в этом списке такие мегаполисы, как Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Красноярск и другие. Однако некоторые эксперты "Репортера" склонны объяснять столь высокие места в рейтинге не экономической мощью Самаро-Тольяттинской агломерации, а отсталостью прочих регионов.
Финансово-экономический журнал "Forbes" в июньском номере представил рейтинг городов Российской Федерации с учетом условий для развития бизнеса. В основу анализа легли 14 показателей социально-экономического развития крупнейших городов с населением более 200 тысяч человек, без Москвы и Санкт-Петербурга (статус которых вне конкуренции), а также городов северокавказских республик (где получить объективные данные, очевидно, не представилось возможным).
В первой пятерке списка "Лучшие города России для ведения бизнеса" представлены: Краснодар, Калининград, Казань, Самара, Тольятти. Далее идут Ростов-на-Дону и Нижний Новгород. Места распределялись по суммарному количеству баллов, полученных по четырем основным группам показателей: деловой климат (уровень развития малого бизнеса, наличие местных и региональных льгот), социальные характеристики (преступность, уровень образования, наличие вузов, демография), инфраструктура (наличие удобного железнодорожного, авиационного и автомобильного сообщения, газификация, тарифы на электричество, наличие и качество офисов) и комфортность (наличие и уровень гостиничного комплекса, присутствие федеральных сетей фаст-фуда, время в пути до Москвы). Исполнительный директор Самарской гильдии финансистов Дмитрий Яковенко уверен, что Самаро-Тольятгинская городская агломерация заслужила высокое место в рейтинге. Областная столица, по его словам, уже давно является городом-миллионником с достаточно развитой инфраструктурой, относительно молодой Автоград расположен от нее в менее чем 100 км. Оба мегаполиса имеют свои города-спутники: Новокуйбышевск, Чапаевск у Самары и Жигулевск - у Тольятти. Наличие крупных сохранившихся производств (в частности, военно-промышленного комплекса), развитая химическая, нефтехимическая и нефтедобывающая промышленность, плюс присутствие достаточно высококвалифицированных кадров, по мысли г-на Яковенко, уже являются достаточным обоснованием присутствия на Олимпе рейтинга. А еще по сравнению с другими регионами у нас очень хорошо развита транспортно-логистическая инфраструктура: традиционный Волжский речной путь теперь не только соединяет север и юг страны, но и способен вывезти грузы и пассажиров практически в любую акваторию Европы. Картину дополняют международный аэропорт "Курумоч" и два крупнейших железнодорожных узла: Сызрань, где сходятся семь веток (вторая по величине развязка после Москвы), и Кинель. Только АвтоВАЗ, по информации Яковенко, дает почти четверть ВВП области и более 1% - страны.
Немалое значение при составлении рейтинга, по словам директора Агентства региональной политики Ростислава Туровского, имела и близость городов к Москве как бесспорному финансово-экономическому центру управления большинством активов страны. Однако, по его же словам, объем инвестиций, поступающих в Краснодарский край и Татарстан, несопоставим с показателями Самарской области, которая развивается в основном за счет собственных ресурсов.
Эти регионы даже нельзя сравнивать с нами, считает ректор Самарского государственного экономического университета Александр Жабин. По его словам, тот факт, что долгое время Татарстан пользовался известной самостоятельностью в решении, в том числе, экономических вопросов, создал задел его преуспеванию на фоне остальных субъектов РФ. Да и сейчас, чтобы не ущемлять национальное самосознание жителей республики, претендовавшей в свое время на полный суверенитет, федерация предоставляет различные бонусы, например, в виде средств на реконструкцию Казани, приуроченную к 1000-летию столицы автономии.
С ними не согласен замдиректора московского НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский, который утверждает, что на фоне российских регионов Самарская область выглядит очень даже неплохо: чего стоит только приход на ВАЗ "Renault" и высказанные итальянской группой "Pirelli" намерения построить там же шинный завод. Бадовский видит в этом определенную заслугу нового руководства Самарской области в лице губернатора Влдцимира Артякова. Однако далеко не все представители бизнес-сообщества считают привлечение инвестиций задачей и заслугой власть предержащих - они должны лишь обеспечивать благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности, и тогда бизнесмены сами решатся сделать капиталовложения. По мнению гендиректора инвестиционной компании "Перспектива+" Игоря Чекменева, привлечение инвестиций - не дело губернатора или кого-то из чиновников. Их задача - сделать так, чтобы бизнесу не мешали развиваться, как это происходит сейчас в строительной отрасли в Самаре, когда застройщик годами не может получить разрешительную документацию на стройплощадку, негодует Чекменев. По его мнению, такое положение дел не добавляет очков Самаре в сравнении с той же, скажем, Казанью.
К минусам Дмитрий Яковенко отнес и все еще высококриминогенную ситуацию в Тольятти, где, к тому же, уровень коррупции чиновников превышает среднероссийский. А депутат Самарской губернской думы, гендиректор холдинга "Автотрейд" Владимир Яркий уверен, что Москву и Санкт-Петербург исключили из этого списка не зря: "Их экономический потенциал на несколько порядков выше, чем всех городов, в этот список попавших", - иронизирует бизнесмен. По его словам, высокое место в рейтинге Самары и Тольятти объясняется не их экономической мощью, а слабостью остальных российских территорий.
Хетаг ТАГАЕВ,
руководитель департамента потребительского рынка и предпринимательства мэрии Тольятти
-Тольятти отличается от Самары и большинства российских крупных городов, имеющих определенную историю и корни, тем, что требования горожан и того же бизнеса к власти гораздо выше, чем в других городах. С одной стороны, это, конечно, плохо. Но с другой стороны, чем выше требования, тем скорее власти будут эти проблемы решать, и тем комфортнее будет среда и обитания, и бизнеса. В тоже время, чем жестче будут условия для развития бизнеса, тем богаче будет Тольятти и выше доходы горожан.
Если оценивать общероссийский климат в целом, то наш наиболее оптимальный. Как бы ни критиковали власти, при наличии каких-то препон в целом бизнес в городе развивается динамично. Да, основная часть бизнеса имеет определенные проблемы, но все равно имеет возможность их решать, причем как уже давно существующие предприятия, так и новые. У нас первая проблема, которая мешает развитию бизнеса, - это не чиновники, не отсутствие денег, а отсутствие кадров. Потому что в городе на каждого безработного приходится от 1 до 3 рабочих мест. При этом, если взять долю малого бизнеса в общем валовом городском продукте, учитывая, что все-таки у нас крупнейший в России автомобильный завод, химическое производство, мы те же самые российские 12% имеем.
Иными словами, данная городу оценка, по моему мнению, полностью соответствует действительности.
Алексей ОКИШЕВ, «Репортер»