Состав акционеров НТБ вновь изменился. По информации «Времени», в него вошло московское ЗАО «Национальная Инвестиционная Компания». Эта компания представляла интересы одного из бывших сотрудников московского Новикомбанка, являющегося в настоящее время топ-менеджером группы «АвтоВАЗ». Скорее всего, речь идет об исполнительном директоре Сергее Фомине или вице-президенте по экономике и финансам Илье Губине.
В первой половине января 2008 года НТБ официально распространил информацию об уменьшении пакета обыкновенных акций Владимира Каданникова с 52,66% до 36,70%. Доля председателя совета директоров в уставном капитале сократилась с 50,91% до 38,86%. Тольяттинские банкиры связывали это с выкупом допэмиссии госкорпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк, ВЭБ). Предполагалось, что на базе НТБ ВЭБ, потерявший после превращения в Банк развития право работать с физическими лицами, создаст розничную «дочку» аналогично банку «ВТБ-24» в банковской группе «ВТБ».
Однако, по словам источника в московских банковских кругах, интерес к НТБ проявил не только ВЭБ. Как сообщил источник, в выкупе эмиссии приняло участие и московское ЗАО «Национальная Инвестиционная Компания». Причем эта компания представляла интересы одного из топ-менеджеров группы «АвтоВАЗ», ранее работавшего в московском Нови-комбанке. Скорее всего, речь идет либо о вице-президенте по экономике и финансам группы «АвтоВАЗ» Илье Губине, либо об исполнительном директоре группы Сергее Фомине.
На ВАЗе Илья Губин и Сергей Фомин появились в январе 2006 года, сразу после отставки Владимира Каданникова с поста председателя совета директоров АвтоВАЗа и назначения на руководящие должности менеджеров ФГУП «Рособоронэкспорт». До этого Губин занимал пост президента московского Новиком-банка, считающегося близким к ФГУП «Рособоронэкспорт». Фомин работал в этом же банке, являясь непосредственным заместителем Губина. В настоящее время Илья Губин является вице-президентом по экономике и финансам группы «АвтоВАЗ», а Сергей Фомин - ее исполнительным директором.
С чем связан интерес вазовских топ-менеджеров к НТБ, неизвестно. Тем более что в настоящее время ВАЗ уже располагает дочерним банком - тольяттинским КБ «Автомобильный банкирский дом». По мнению экспертов, причин подобной сделки может быть несколько. С одной стороны, руководство АвтоВАЗа уже озвучивало свои планы о реорганизации АБД в банк, ориентированный на работу в сфере автокредитования. При этом, по неофициальной информации, некоторые крупные проекты ВАЗа будет финансировать ВЭБ. Можно предположить, что в данной ситуации обе структуры оказались заинтересованы в наличии дочернего банка, который будет обслуживать сопутствующие проекты, по отдельности недостаточно привлекательные для ВЭБа.
С другой стороны, Илья Губин и Сергей Фомин могут представлять в данном случае интересы не только ВАЗа, но и госкорпорации «Российские технологии». К настоящему времени эта структура контролирует ряд предприятий в Самаре и Тольятти. Например, в декабре 2007 года ООО «Промышленный холдинг «Автокомпоненты» (100-процентная дочерняя компания ОПК «Оборонпром», которая, в свою очередь, является дочкой «Рособоронэкспорта») приобрело 100% долей участия смежника ВАЗа - ООО «Завод индустриальных покрытий». Не исключено, что НТБ в данной ситуации будет развиваться сразу по двум направлениям: с одной стороны, наращивая розницу за счет работы с сотрудниками корпоративных клиентов ВЭБа, с другой - за счет обслуживания некоторых проектов ВАЗа и самой госкорпорации «Ростехнологии».
В НТБ прокомментировать свои взаимоотношения с ВАЗом и ВЭБом отказались. Получить комментарии в ВЭБе и ЗАО «Национальная Инвестиционная Компания» на момент сдачи номера не удалось. В пресс-центре ОАО «АвтоВАЗ» заявили, что информация об интересе топ-менеджеров группы к НТБ не соответствует действительности.
Илья ЛИПКИНД, «Время»