Осенью 2007 года "АвтоВАЗ" разместил в Сбербанке депозиты на сумму 1,1 млрд рублей. Это было сделано в рамках новой политики сотрудничества ВАЗа с финансовыми партнерами, среди которых главным стал Сбербанк. Также крупные депозиты разместили еще в ряде федеральных банков. Новые приоритеты могут негативно отразиться на бизнесе прежних банков-партнеров "АвтоВАЗа".
На протяжении многих лет у "АвтоВАЗа" был стабильный сформировавшийся пул банков-партнеров. Причиной выбора банков, как правило, служила заинтересованность менеджеров ВАЗа, которые являлись либо совладельцами, либо членами совета директоров этих кредитных учреждений.
После прихода на "АвтоВАЗ" нового собственника в лице "Рособоронэкспорта" автозавод стал менять состав банков, с которыми он сотрудничает. В частности, тольяттинских партнеров стали вытеснять близкий РОЭ Новикомбанк и госбанки, в первую очередь Сбербанк.
Как следует из отчетности "АвтоВАЗа" за I квартал 2008 года, осенью 2007 года "АвтоВАЗ" открыл депозитные вклады в ОАО АК "Сберегательный Банк РФ" на сумму 1,1 млрд рублей сроком на 2 года Ранее, по данным отчетности, депозиты завода там отсутствовали. Процентная ставка по открытым депозитам составила 8-10% против 9-10% в 2006 году. А в апреле 2008 года Сбербанк России и ОАО "АвтоВАЗ" заключили генеральное соглашение о сотрудничестве, после чего автозавод заявил, что Сбербанк займет первое место в пуле банков, обслуживающих ВАЗ. По данным квартальной отчетности за I квартал 2008 года, депозитные вклады также размещены на счетах еще ряда банков, в частности банка "Траст" (2 539 млн рублей), "ВТБ 24" (1 700 млн). Крупнейший депозит - 6 737 млн рублей - оказался в Новикомбанке.
Аналитики инвестиционных компаний считают, что сотрудничество с крупнейшими банками России неминуемо ударит по прежним банкам-партнерам автозавода. Так, аналитик ИК "Финам" Екатерина Секенова считает, что в результате прихода на "АвтоВАЗ" нового руководства будут перераспределены финансовые потоки завода. "Сбербанк и "АвтоВАЗ" необходимы друг другу - завод сегодня нуждается в мощном банке с развитой филиальной сетью, который поможет реализовать его планы. Банку, в свою очередь, нужен партнер для расширения и продвижения своих продуктов. В условиях сложностей с привлечением кредитов Сбербанк фактически остается для "АвтоВАЗа" одним из немногих банков, способных финансировать его планы, - говорит Секенова. - Не исключено, что крупные проекты будут финансироваться через Сбербанк, а другие проекты - через прежних партнеров, число которых будет сокращаться, как и проходящий через оставшихся поток средств. В этом случае, несомненно, банки, как зависящие от "АвтоВАЗа" структуры, будут нести потери", - говорит Екатерина Секенова.
Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов также считает, что сотрудничество Сбербанка и "АвтоВАЗа" обусловлено необходимостью финансирования новых программ, запускаемых автозаводом. "Заводу необходимо привлечение финансирования на максимально выгодных условиях, среди которых быстрота обслуживания, размер филиальной сети и прочее. Известно, что Сбербанк является одним из наиболее льготных кредиторов".
В то же время сами банкиры считают иначе. Первый вице-президент ОАО "Первый объединенный банк" Владимир Аверин также считает, что сотрудничество "АвтоВАЗа" со Сбербанком объясняется потребностью в финансировании инновационных проектов "АвтоВАЗа". Но, по его мнению, на прежних партнерах ВАЗа это особо не отразится. "В какой-то мере интересы тольяттинских банков будут затронуты, однако не думаю, что ситуация выглядит критично. Все к этому готовы. Думаю, потенциал "АвтоВАЗа" настолько велик, что работы хватит всем", -говорит Владимир Аверин. Глава самарского отделения Росбанка Александр Шевяков сомневается в готовности самого Сбербанка к осуществлению единоличного сотрудничества с автозаводом. "Насколько я знаю, у "АвтоВАЗа" достаточно много подписано соглашений с банками, и до последнего времени ВАЗ не отдавал приоритета какому-либо одному кредитному учреждению", - говорит Шевяков. При этом он отмечает: "Думаю, что близкие к "Рособоронэкспорту" банки вообще не способны обслуживать такого клиента, как "АвтоВАЗ". Банки, сотрудничающие с ВАЗом, пока не торопятся говорить о возникновении у них каких-то проблем. В банке ВТБ сообщили, что их интересы со Сбербанком не пересекаются. В "Автомобильном банкирском доме" говорят, что опасений снижения объемов бизнеса с заводом в связи с его тесным сотрудничеством со Сбербанком в АБД не возникает. На самом "АвтоВАЗе" и в Сбербанке ситуацию не прокомментировали.
Как выбирались банки
Основной причиной сотрудничества "АвтоВАЗа" с тем либо иным банком до прихода на него команды "Рособоронэкспорта", как правило, была личная финансовая заинтересованность одного из топ-менеджеров.
В частности, основной финансовый партнер автозавода - "Автомобильный банкирским дом" - принадлежал ряду топ-менеджеров завода. Председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников фактически контролировал Национальный торговый банк. Топ-менеджеры ВАЗа Николай Ляченков, Галина Казакова, Михаил Москалев, Александр Висторопский на определенном этапе были совладельцами ПотенциалБанка. Зять Казаковой Андрей Богданов был совладельцем ФИА-банка, а топ-менеджер завода Сергей Очиров некоторое время возглавлял его совет директоров. Вице-президент ВАЗа Владимир Кучай возглавлял совет директоров АвтоВАЗбанка. Личной заинтересованностью менеджмента объяснялось и сотрудничество "АвтоВАЗа" с федеральными банками. В частности, с банком ВТБ-24 (ранее Гута-банк) автозавод сотрудничал в связи с тем, что его вице-президентом числился сын президента - генерального директора ВАЗа Виталия Вильчика Андрей. Среди федеральных партнеров автозавода можно отметить ВТБ и ПСБ, которые к тому же являлись его акционерами, а также Альфа-Банк.
NCC подвинут
B рамках сотрудничества "АвтоВАЗа" со Сбербанком последний должен реализовать на автозаводе зарплатный проект на 110 тысяч пластиковых карт.
В рамках этого проекта на счета работников ВАЗа будет ежемесячно перечисляться около 20 млрд рублей. Этот проект лишает части доходов целый ряд банков, работающих в рамках платежной системы NCC, включающей в себя 15 банков. Сегодня зарплатный проект реализуется именно с помощью карт, эмитированных этим пулом банков.
Ольга ЛАШИНА, «СО»