Годовое собрание акционеров ОАО "АвтоВАЗ" в конце июня рассмотрит вопрос о досрочном прекращении полномочий управляющей компании ООО «Группа АвтоВАЗ», говорится в пресс-релизе завода. Со временем управление предприятием перейдет к правлению завода, которое сейчас формируется. Генеральным директором станет президент АвтоВАЗа Бо
рис Алешин, а его первым замом - Ян Вансан из концерна Renault, который будет назначен исполнительным директором.
Напомним, управляющая компания была создана в конце 2006 года, после ухода в отставку последнего генерального директора автозавода Игоря Есиповского. Компания руководила стратегическим развитием бизнеса, инвестиционными проектами и сбытом. Основными целями были обозначены поиск стратегического инвестора и ликвидация перекрестной структуры собственности АвтоВАЗа. На этой неделе стало известно, что Минский автомобильный завод, крупнейший в Белоруссии производитель грузовой, автомобильной и троллейбусной техники, намерен переквалифицироваться в производителя легковых автомобилей. Там уже начали искать партнера - им может стать и АвтоВАЗ. О том, что МАЗ ведет переговоры с тремя иностранными компаниями об организации производства на своих мощностях легковых автомобилей с АвтоВАЗом, компанией из Германии и компанией из Китая, заявил на днях гендиректор завода Николай Костеньна выставке коммерческого транспорта "Комтранс-2008". Выбор падет на того, кто сможет предложить наиболее привлекательный инвестиционный план. Сейчас белорусское предприятие теряет рыночную долю на крупнейшем для него рынке сбыта - российском. Конкуренция с иностранными грузовиками становится все жестче. По итогам первого полугодия 2007 года МАЗу принадлежит всего 11% российского рынка. При этом всего три с половиной года назад - в 2003 году - белорусское предприятие занимало 21,9% рынка тяжелых грузовиков. По словам главы МАЗа, подготовка завода к сборке "легковушек" начнется не раньше чем через 2-3 года- именно столько потребуется на согласование всех моментов. На первом этапе планируется собирать 20-50 тыс. автомобилей в год, большинство из которых пойдет на российский рынок. Этот проект станет вторым в Белоруссии автосборочным предприятием по легковым авто. Пока в стране собираются только машины Samand на предприятии "Юнисон".
АвтоВАЗ уже неоднократно заявлял, что ищет дополнительные мощности. Напомним, что вместе с Renault российский автопроизводитель намерен через несколько лет выпускать более 1 млн автомобилей в год. АвтоВАЗ уже встречался с руководством Ижевского автозавода (принадлежит самарской группе "СОК"), которое предложило российскому производителю купить завод. Сейчас АвтоВАЗ проводит аудит "Ижавто".
Кроме того, АвтоВАЗ с французским партнером размышляет и над покупкой калининградского "Автотора", который осуществляет отверточную сборку автомобилей Chevrolet, Kia, Yuejin, BMW, Cadillac и Hummer. С марта здесь было остановлено производство китайских моделей Chery, а скоро может остановиться и весь завод. Сейчас московские чиновники пытаются лишить "Автотор" льгот на беспошлинный ввоз автокомплектуюших для сборки иномарок. Планируется оставить льготы только для сборки 10 тыс. машин.
Председатель совета директоров "Автотор-холдинга" Владимир Щербаковне раз заявлял, что ограничение или отмена этих льгот приведет к полной остановке предприятия. АвтоВАЗу и Renault проблемы "Автотора" с государством скорее выгодны. "Рособоронэкспорт" сможет купить предприятие с 20-процентным дисконтом. С другой стороны, официальной оферты о продаже "Автотора" пока не было. Таким образом, МАЗ может стать альтернативой дорогому "Ижавто" и пока не продающемуся "Автотору". Господин Костень заявил, что Борис Алешин приедет в Беларусь в мае, чтобы детально изучить его предложения.
Максим РОССОШАНСКИЙ, «Репортер»