Сегодня ОАО «АвтоВАЗ» является крупнейшим российским автопроизводителем. Правда, у гиганта есть проблемы, причем, по некоторым оценкам, очень большие. Ни для кого не секрет, что продукция ВАЗа в последние годы постоянно испытывает конкуренцию со стороны продаваемых в нашей стране недорогих иномарок. Доля рынка Волжского автозавода с каждым годом уменьшается на фоне увеличивающихся объемов реализуемых автомобилей иностранного производства. Ситуация осложняется еще и тем, что многие иностранные концерны уже собирают свои машины в России, строят свои заводы или заявили о планах по строительству. При этом цена на «Нашемарки» с увеличением локализации постепенно снижается, в то время как вазовские автомобили постоянно дорожают. Очередное увеличение цен на автомобили Lada должно произойти 1 мая 2008 года.
Еще прежнее руководство Волжского автозавода во главе с Владимиром Каданниковым пыталось удержать завод на плаву. В частности, было заявлено об обновлении модельного ряда, сокращении издержек. Но в реальности все обстояло несколько иначе: действительно новых моделей ВАЗ пока не производит, если не считать Lada Kalina. С приходом же в конце 2005 года на ВАЗ менеджеров из ФГУП «Рособоронэкспорт» были обнародованы грандиозные планы по выводу предприятия из кризиса. К примеру, нынешний президент АвтоВАЗа Борис Алешин тогда заявлял, что будет разработано 12 новых моделей и построено дополнительное сборочное производство с мощностями, позволяющими собирать 450 тысяч автомобилей в год. Правда, позже стало ясно, что это были только слова, а реальных действий так никто и не увидел.
По всей видимости, ситуация на ВАЗе может кардинально измениться лишь с приходом на завод французских менеджеров из компании Renault, которая стала стратегическим партнером после приобретения блокпакета акций завода за $1. млрд зимой этого года. Как стало известно на прошлой неделе, сейчас специалисты ВАЗа и Renault вместе работают над бизнес-планом АвтоВАЗа. По предварительной информации, в этом документе будут определены конкретные задачи предприятия на 2009-2012 годы. Кроме того, в бизнес-план будет внесен список мероприятий по снижению затрат на производство, повышению качества выпускаемых ВАЗом автомобилей и многое другое. К моменту появления окончательного варианта бизнес-плана французские специалисты рассчитывают получить и анализ текущей деятельности завода.
Скорее всего, при составлении нового бизнес-плана учитываются пункты подписанного между АвтоВАЗом и Renault соглашения. В частности, стороны договорились обменяться технологиями. К примеру, Renault предоставит свои решения в области платформ, моторов и коробок передач для разработки новых вазовских моделей. Кроме того, французы получат три кресла из двенадцати в совете директоров АвтоВАЗа. Их займут Карлос Гон, а также исполнительные вице-президенты Патрик Пелата и Тьерри Мулонге. Ряд менеджеров Renault уже получили руководящие должности на Волжском автозаводе. Например, Ян Вансан - старший вице-президент, исполнительный директор, Хуг Демаршелье - вице-президент, директор по планированию, продукции и программам, Ален Каррер - директор по управленческому учету и Кристиан Мюллер - вице-президент, директор по закупкам. Можно предположить, что они и отвечают сейчас за разработку нового бизнес-плана АвтоВАЗа.
В принципе, о некоторых пунктах документа можно догадаться. Скорее всего, он будет подразумевать начало сборки на ВАЗе семиместного универсала, разработанного на базе Renault Logan. Его производство должно начаться в следующем году. Кроме того, недавно стало известно, что французам понравилась вазовская «классика», и ее выпуск продолжат после небольшой модернизации. Что же касается закупок и снижения затрат, то это вопрос более сложный. Сейчас руководство Волжского автозавода рассматривает несколько вариантов работы с различными поставщиками комплектующих, как отечественными, так и иностранными. Производственные издержки вполне можно уменьшить за счет сокращения раздутого управленческого аппарата АвтоВАЗа. Тем более, как недавно высказался Ян Вансан, одним из слабых мест тольяттинского предприятия является отсутствие прозрачности в общении между различными службами и их руководителями.
Аналитики уже давно говорят, что реальный бизнес-план ВАЗу необходим как воздух, иначе завод просто окончательно потеряет свои позиции на рынке и вернуть их будет очень сложно.
Дмитрий Яковенко,
глава Самарской гильдии финансистов
- Любая работа, связанная, например, с разработкой новой модели, - это тоже бизнес-план. Поэтому можно говорить, что среднесрочное' планирование на ВАЗе все же было. Другое дело, что не было комплексного бизнес-плана в масштабах страны. В принципе, советское планирование экономики было признано довольно удачным. Но и на Западе были неплохие разработки. Поэтому оптимальным вариантом будет совмещение нашего планирования и иностранного.
Валерий УЛЬЯНОВ, «Самарский советник»