Впервые разговоры о продаже созданного в 1991 году "Лада-ТВ" появились еще в конце прошлого года. А поводом стал уход с поста генерального директора телекомпании
Евгения Рабиновича. Его сменил Дмитрий Косолапов, который ранее представлял интересы учредителя медиа-структуры. Де-юре ЗАО "Лада-ТВ" принадлежит сейчас двум физическим лицам, одним из которых является Николай Лиманский, брат экс-мэра Самары. Де-факто телекомпания принадлежала именно Георгию Лиманскому,который, еще работая в "Самарсвязьинформе", проявлял интерес к вещательным частотам. Поэтому и приобрел в Тольятти не только телекомпанию, но и радиочастоту.
Впрочем, как медийный ресурс "Лада-ТВ" Лиманский никогда не использовал. Ибо в Тольятти политических интересов у экс-главы Самары не было, как, собственно, и бизнес-проектов. Поэтому для многих уже давно было загадкой - зачем ему тольяттинская телекомпания?
Впрочем, серьезных финансовых затрат она не требовала. А до того, как АвтоВАЗ озвучил свои претензии, вообще динамично развивалась. Бывшее руководство автозавода раздражало, что независимая телекомпания носит брэнд "Лада". Именно по этой причине в начале 2003 года, телеканал "Лада-ТВ" был выведен из вещательной сетки кабельных сетей ОАО "АвтоВАЗ" и тем самым практически полностью потерял аудиторию самого крупного района - Автозаводского. (Дело в том, что в Тольятти в основном пользуются кабельным телевидением, особенно в Новом городе.) Естественно, это сказалось на рекламных сборах и, как следствие, на финансовом состоянии ЗАО "Лада-ТВ", плачевное состояние которого привело к остановке ряда проектов.
При этом претензии к названию высказывались вплоть до ухода старой команды менеджеров ВАЗа. Последнее требование о смене брэнда поступило прямо накануне отставки Владимира Каданниковас поста председателя совета директоров. Самые сильные журналистские кадры с "Лада-ТВ" постоянно сманивали в компанию по телевидению и печати (КТиП) ВАЗа, являющуюся прямым и единственным конкурентом на телерынке Тольятти.
Поэтому вполне логично предположить, что усилия в сторону снижения стоимости актива "Лада-ТВ" были приложены не напрасно - теперь автогигант выступит в роли покупателя телекомпании. Генеральный директор телекомпании "СКАТ" Александр Русаков(которая также является медиа-активом экс-мэра Самары) не опроверг (но и не подтвердил) факт продажи "Лада-ТВ". А пресс-секретарь президента ООО "Группа АвтоВАЗ" Наталья Сидорук подтвердила, что предложение о покупке "Лада-ТВ" поступило, однако от дальнейших комментариев отказалась. Тем временем генеральный директор "Лада-ТВ" Дмитрий Косолапов и гендиректор СКАТа Александр русаков были замечены в начале недели в здании КТиП ВАЗа.
Судя по имеющейся информации, переговорный процесс идет тяжело, поскольку стороны не могут сойтись в сумме. Продавцы просят за "Лада-ТВ" 1,6 млн долларов, а ВАЗ пытается всеми силами сбить цену. Хотя не факт, что торг уместен - по информации Репортера, на вещательную частоту уже есть претенденты из числа крупных московских игроков. Для них. получение доли рынка в почти миллионном Тольятти очень важно для поднятия общего рейтинга того или иного телеканала. Именно поэтому на "Лада-ТВ" претендует также телеканал "Домашний", являющийся сейчас базовым партнером телекомпании.
Если все же сделка по покупке ВАЗом "Лада-ТВ" состоится, то автогигант приобретет по сути монопольное положение на вещательном рынке Тольятти. Поскольку в городе существуют еще всего две частоты: на одной вещает телеканал "СТС", и она принадлежит автозаводу. На другой - телеканал "Звезда". Эту частоту недавно у кабельного оператора "Сеть-М" выкупили исполнительный директор Самарского областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ) Сергей Неудахин и его заместитель Александр Филиппов.Сумма сделки не раскрывалась, но есть предположение, что она сопоставима с той ценой, что просят за "Лада-ТВ". При этом есть все основания полагать, что покупка частоты осуществлялась в пользу директора КТиП ВАЗа Инны Лауэр.Поскольку во главе телеканала встал менеджер из компании "Лада-Медиа", производящей программы для КТиП.
Монополия на вещательном рынке позволит ОАО "АвтоВАЗ" окончательно занять доминирующее положение на информационном рынке. Правда, при этом ему придется нести расходы на производство собственных программ на телеканале "Лада-ТВ", поскольку этого требует лицензия. Хотя, с другой стороны, у него появятся две частоты, на которых вещают два канала, входящих в группу "СТС-Медиа" (собственно СТС и телеканал "Домашний"), что существенно увеличит капитализацию КТиП ВАЗа. Ибо московские вещатели за пакет из двух частот готовы будут предложить в разы больше, чем за один частотный носитель. Таким образом, для ВАЗа покупка "Лада-ТВ" важна не только с политической точки зрения, но также по сугубо коммерческим мотивам.
Константин ОСТРОЖСКИЙ, «Репортер»