То, что нынешнему топ-менеджменту ОАО "АвтоВАЗ" в скором времени придется поделить полномочия с представителями концерна Renault, было понятно еще до подписания договора о продаже блокпакета тольяттинского автозавода. А уже после проведения сделки стороны раскрыли существующие между ними договоренности, которые предполагают принятие летом 2008 года нескольких ключевых решений, начиная с создания новой структуры управления ВАЗом, одобрения бизнес-плана с будущим модельным рядом завода и заканчивая параметрами размещения акций на биржах.
Новая структура управления автозаводом уже формируется. В новом исполнительном органе, правлении, представители Renault заняли четыре ключевых поста. Старшим исполнительным директором и вице-президентом ООО "Группа "АвтоВАЗ" стал Ян Венсан. Фактически в настоящее время он является первым замом Бориса Алешина. Ян Венсан будет курировать новые разработки, производство, закупки и сбыт. Окончательное решение остается за Алешиным. Директором по планированию, продукции и программам в статусе вице-президента ООО "Группа "АвтоВАЗ" становится Хуг Демаршелье. Вице-президентом и директором по закупкам назначен Кристиан Мюллер. Четвертого менеджера, который станет директором по управленческому учету ООО "Группа "АвтоВАЗ", Renault назвал на прошлой неделе: Ален Каррер. Источник, знакомый с ситуацией, утверждает, что в ближайшее время работать на ВАЗ придут еще около 30 французских представителей. Как будут называться эти менеджеры и какими полномочиями они будут наделены, окончательно не решено. По словам директора пресс-службы ВАЗа Натальи Сидорук, французы уже приступили к работе. По ее словам, все занятые ими должности - вновь созданные, так что никаких кадровых перестановок в связи с приходом менеджеров Renault в ближайшее время не планируется. Между тем слова Сидорук расходятся с информацией смежников предприятия. Источники в руководстве фазу двух крупных компаний сообщили СО, что по их данным кресло вице-президента по оперативному управлению ООО "Группа "АвтоВАЗ" покинул Владислав Капустин. В феврале 2008 года он был назначен на пост генерального директора тольяттинского технопарка, и теперь сосредоточился, согласно данной версии, на этой работе (а его функции уже выполняет представитель Renault). Получить комментарии самого Владислава Капустина СО не удалось. В его приемной сообщили, что он находится в отпуске.
По мнению аналитика ИК "Финам" Константина Романова, вполне логично, что Renault расставляет своих менеджеров на ключевых позициях, прежде всего, связанных с товарно-денежными потоками и стратегическим развитием. Не исключено, что следующим шагом станет частичная смена технического менеджмента. "Однако здесь существуют некоторые сложности. Заменить этих специалистов своими людьми французам пока не так просто в связи с различными стандартами. К тому же на данном этапе эти вопросы и не столь важны для них", - полагает эксперт. Михаил Пак из ИФД "КапиталЪ" также считает закономерным переход оперативного управления ВАЗом в руки Renault. "В первую очередь это даст возможность привнести французский опыт и новые технологии в российскую компанию, приступить к совместным разработкам", - отмечает Пак. Аналитики "Уралсиба" уверены, что перестройка в управлении компании позволит заводу оптимизировать производство, бороться с издержками и начать обновлять модельный ряд. Практически все эксперты уверены, что при нынешнем менеджменте выжить ВАЗу будет непросто, но если основные функции отдать менеджерам Renault, появятся шансы на успех. Команда президента Renault Карлоса Гона, который на примере Renault и Nissan показал свой антикризисный талант, может помочь ВАЗу, который стремительно теряет свою долю рынка.
ОТДЕЛ ЭКОНОМИКИ, «СО»