В минувшую пятницу при закрытых дверях на АвтоВАЗе прошла конференция дилеров. Пресс-служба предприятия ограничилась сообщением о том, что на конференции были подведены итоги работы сервисно-сбытовой сети за 2007 год и обозначены приоритеты на будущее. С соответствующими докладами выступили президент АвтоВАЗа Борис Алешин и топ-менеджеры, отвечающие за маркетинг, организацию поставок автомобилей, запчастей и технического обслуживания. По информации «Времени», представители приглашенных компаний ожидали, что главными вопросами конференции станут новый порядок работы после организации сбытового холдинга и обсуждение маркетинговой стратегии.
Однако, как и в прошлом году, представители сервисно-сбытовой сети так и не дождались от руководства АвтоВАЗа никакой конкретики. По мнению источников «Времени», это свидетельствует о том, что внятной стратегии у вазовского топ-менеджмента по-прежнему нет. Даже присутствие на конференции представителей Renault не привело к каким-либо изменениям в официозной программе мероприятия. До сих пор неясно, какие изменения произойдут в порядке поставок автомобилей дилерам, как будут складываться отношения между холдингом и независимыми автоторговцами, какие преференции получат дочерние сбытовые структуры ВАЗа. Понятно лишь, что автозавод аккумулирует в одних руках очень серьезный ресурс с многомиллиардными оборотами.
Решение о выборе такой схемы было принято в ноябре 2007 года. Отказавшись от идеи переноса контроля за сбытом в Москву, совет директоров АвтоВАЗа одобрил решение о создании холдинга на базе дочерней компании завода — «Лада-Сервис». Эта структура получит во владение пакеты акций дочерних предприятий ВАЗа, входящих в дилерскую сеть завода, а это 130 компаний, или 25-30% продаж автомобилей Lada. Стоимость нового холдинга, по оценке аналитиков, составляет около $1 млрд. Главная цель - формирование единой, полностью подконтрольной автогиганту сети реализации машин.
Незадолго до этого прошло заседание совета директоров ОАО «Лада-Сервис». По его итогам было принято решение одобрить предложенную концепцию развития компании и утвердить план мероприятий по достижению стратегических целей.
«Над стратегией развития компании мы работали с конца 2007 года, - отметил первый вице-президент ООО «Группа «АвтоВАЗ», генеральный директор ОАО «Лада-Сервис» Александр Пронин. - Она направлена на создание крупнейшего по объему продаж дилерского холдинга на российском рынке».
В 2008 году руководство ОАО «Лада-Сервис» сосредоточится на разработке и внедрении стандартов розничного бизнеса для всей сети, а также внедрении пилотного проекта системы управления дилерскими предприятиями (DSM).
Сейчас продажи АвтоВАЗа остаются примерно на уровне прежних лет. Бравурные сообщения о росте объема продаж по итогам февраля на 33% содержат некоторую долю лукавства. Действительно, по отношению к февралю 2007 года объем реализации вырос на треть, однако нужно учесть, что в начале прошлого года АвтоВАЗ переживал кризис сбыта. Если же взять за основу, например, 2006 год, то выяснится, что уровень 2008 года практически не изменился. При этом аналитики прогнозируют и в этом году 50-процентный рост продаж иномарок, таким образом, рыночная доля АвтоВАЗа, скорее всего, продолжит сокращаться и может оказаться ниже 18-19%.
Насколько структурные изменения в дилерской сети скажутся на рыночных позициях АвтоВАЗа, прогнозировать сложно. Аналитики подчеркивают, что повышение прозрачности и управляемости сбытовой структуры автозавода может привести к повышению рентабельности ее деятельности. Однако переломить тенденцию к захвату российского авторынка иномарками такими мерами вряд ли возможно. Скорее ситуацию может исправить выпуск новых моделей, соответствующих современным требованиям по качеству, безопасности и комфорту, но при этом остающихся в нише бюджетных автомобилей ($10—12 тысяч). Если Renault, ставший в конце февраля акционером АвтоВАЗа, не ускорит этот процесс, все реформы управленческих, сбытовых и производственных структур тольяттинского автогиганта могут оказаться бесполезными.
Михаил Васильев,
заместитель директора научно-исследовательского центра «МИР»
- В своевремя первый директор АвтоВАЗа Виктор Поляков говорил, что чем больше у завода мелких дилеров по всей России, тем проще ему сбывать свою продукцию. Главное преимущество. АвтоВАЗа, его наиболее ценный актив — сервисно-сбытовая сеть. Она должна быть как можно шире и охватывать как можно большую территорию. Например, у VW в Германии более 2000 дилеров. А у ВАЗа в России — 432. Сравните обслуживаемую площадь, и все станет ясно. С этой точки зрения централизация сбыта автомобилей Lada и концентрация потоков в крупных компаниях, как я думаю, невыгодна предприятию. Те самые мелкие независимые дилеры сейчас не понимают, что происходит, каковы правила игры, а в результате — продажи падают. Холдинговая структура позволит повысить управляемость дилерской сети. Однако, на мой взгляд, АвтоВАЗу нужно активнее поддерживать альтернативные автоторговые структуры, а не только свои «дочки».
Денис КВАСОВ, «Время»