К середине ноября Минпромторг РФ планировал согласовать и представить на суд общественности стратегию развития национальной автомобильной промышленности. Но этого не произошло. По заявлению директора департамента автомобильной промышленности ведомства Алексея Рахманова, некоторые пункты документа нуждаются в доработке. Также откладывается и окончательное решение вопроса об участии Renault в развитии АвтоВАЗа. Завод тем временем тасует кадры - Бориса Алешина в совете директоров сменил гендиректор КамАЗа Сергеи Когогин.
Внеочередное собрание акционеров ОАО «АвтоВАЗ» в пятницу переизбрало совет директоров компании. Место экс-президента завода Бориса Алешина занял глава КамАЗа Сергей Когогин. По мнению аналитиков, это назначение можно рассматривать как первый шаг к объединению автозаводов в единый холдинг, анонсированному летом текущего года. «Вероятно, глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов пока не отказывается от варианта создания «Росавто», - размышляет директор консалтинговой компании «Бизнес Плюс» Иван Калинин. - Впрочем, пока однозначно утверждать о реализации этого плана нельзя, в любом случае, Когогин - опытный менеджер, и его знания пригодятся АвтоВАЗу». Именно Когогина эксперты называют «спасителем КамАза». После кризиса 2003 года завод под руководством менеджера уверенно наращивал объемы производства, продаж и улучшал финансовые показатели вплоть до кризисного 2008 г. С другой стороны, сегменты рынка у КамАЗа и АвтоВАЗа разные, что обуславливает значительное отличие: от выстраивания системы взаимоотношений с поставщиками до маркетинга.
Для АвтоВАЗа гораздо большее значение имеет окончательное решение вопроса о размерах и формах поддержки завода российскими властями и согласование стратегии развития компании с участием французского концерна Renault. На фоне непрекращающихся заявлений первых лиц государства о необходимости поддержки проблемного автогиганта до сих пор не подписан и не принят стратегический план развития ВАЗа и всей автомобильной промышленности России в целом. Программный документ готовится в недрах Минпромторга, однако несмотря на все обещания он до сих пор не готов. Предполагается, что в нем будут прописаны основные инструменты поддержки автопроизводителей, законодательные предложения по всем основным направлениям государственной политики в данной сфере: от субсидирования процентных ставок по кредитам до программы утилизации старых машин. АвтоВАЗ возлагает на программу особые надежды, в ней должны быть окончательно определены суммы и формы инвестиций государства в предприятие.
По мнению экспертов, программа задерживается в связи с тем, что французский партнер ВАЗа до сих пор не определился со своей позицией по вопросу развития завода. Несмотря на грозные и весьма недвусмыленные намеки из Кремля, Renault по-прежнему не называет суммы и формат собственного вклада в будущее тольяттинского автозавода. Как заявил в пятницу вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу Максим Нагайцев, во время визита премьер-министра РФ Владимира Путина во Францию 27 ноября, как ожидается, главы Renault и АвтоВАЗа подпишут протокол о совместной работе. В этом документе должны быть зафиксированы основные принципы взаимодействия двух компаний, в частности то, каким образом Renault будет помогать АвтоВАЗу развиваться и финансировать инвестпрограмму. Аналитики не исключают, что Renault будет помогать тольяттинскому заводу не деньгами, а технологиями. А также, возможно, будут определены принципы взаимодействия с АвтоВАЗом партнера Renault - компании Nissan.
Денис КВАСОВ
«Время»
www.time-samara.ru