ОАО "АвтоВАЗ" необходимо передать в управление Renault или рассмотреть вариант альянса с Magna и Opel. Об этом в начале недели заявил Герман Греф, президент Сбербанка РФ -г лавного кредитора отечественного автопрома. Однако подобный альянс вряд ли будет жизнеспособным, поэтому нет необходимости в его появлении, считают эксперты.
Свое видение судьбы автогиганта президент Сбербанка России Герман Греф озвучил 15 июня на "Первом канале" в эфире программы "Познер". По мнению Грефа, АвтоВАЗ нужно передать в управление Renault (сейчас принадлежит 25% акций завода) либо искать другой вариант дальнейшего развития, например, альянс с Magna и Opel. Решение о дальнейшей судьбе АвтоВАЗа "мы все вместе сформулируем в ближайшие полгода", пообещал руководитель Сбербанка. Собственный сценарий развития автозавода Греф объяснил "сохранением конкурентоспособности автогиганта, поскольку его продуктовая линейка не имеет перспектив".
Для создания нового автомобиля нужно инвестировать $1-2,5 млрд, а денежный поток, который позволит запускать новую платформу раз в три года, может генерировать лишь продажа не меньше 5-6 млн машин в год, объясняет г-н Греф. Это и есть задача Сбербанка, который вместе с Magna сейчас покупает Opel (35% должно быть у Сбербанка, 20% у Magna). Однако задача-минимум, по словам Грефа, удвоить продажи Opel - сейчас 1,4 млн автомобилей. То есть за ближайшие 5 лет, по мнению банкира, необходимо "выйти хотя бы на 3 млн, а уже потом заниматься сделками по слиянию и поглощению".
Чтобы понять, можно ли и нужно ли создавать альянс, необходимо оценить огромное число самых разных фактов и точек зрения, провести анализ огромного количества данных, построить прогнозную модель, считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
По его словам, на это уйдет не один месяц. Между тем аналитик подчеркнул, что речь идет о личном мнении господина Грефа, но никак не о принятом решении. По мнению эксперта, необходимости в альянсе АвтоВАЗа с одной стороны и Magna и Opel с другой - нет. "Такой альянс вряд ли будет жизнеспособным", - констатирует Баранов. Между тем аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак напоминает о ранее ходивших разговорах относительно образования другого альянса - АвтоВАЗа с группой "ГАЗ". Как известно, Сбербанк выступает одним из кредиторов инвест-программы Волжского автозавода. В связи с этим банку было бы выгоднее и эффективнее работать с одной объединенной компанией, нежели с двумя разными, считает г-н Пак.
В передаче тольяттинского предприятия в управление Renault эксперт Дмитрий Баранов не видит смысла. По его словам, стороны и так сотрудничают очень тесно, французская компания не заявляла о своем желании брать Волжский завод в управление и вряд ли заявит об этом. Аналогичного мнения придерживается и аналитик Михаил Пак. По его мнению, АвтоВАЗ - это российская компания и руководство Renault не заинтересовано в полном управлении заводом.
Сергей ЖУКОВ, «Репортер»