Руководитель тольяттинской компании ООО «Автоблок» Альфред Кох выставил на продажу свой непрофильный бизнес по выращиванию роз. Собственник надеется выручить от сделки более $2 млн. Выращивание цветов является одним из самых специфических видов бизнеса для Самарской области, поэтому новый владелец производства Коха может появиться еще не скоро.
Цветочный бизнес, как непрофильное направление, создавался акционерами ООО «Автоблок» в 2005 году. Владелец компании (на тот момент Рейнгольд Кох) вложил порядка $7 млн в строительство оранжерейного центра для выращивания роз, хризантем, лилий и букетной травы. Чтобы оборудовать теплицу и складские помещения, компания взяла в аренду участок площадью около 12 тыс. кв. метров. По замыслу инвесторов, гарантами «Автоблока» по кредитам, которые компания собиралась привлечь под цветочный проект, должны были выступить власти Тольятти и администрация Самарской области. Однако эти
ожидания не оправдались. Бывшие дилеры, активно искавшие партнеров для реализации планов, установили контакты с израильской компанией Netofim. С ней удалось договориться о поставке всего оборудования для теплиц по лизинговой схеме.
В теплице посадили 20 сортов роз, которые были заказаны у крупнейшего в Европе производителя посадочного материала - Rozen tantau. Акционеры «Автоблока» рассчитывали получать около 3000 роз в сутки, в совокупности -1,1 млн цветов в год.
Всю эту продукцию Рейнгольд Кох намеревался реализовать как оптовым покупателям, так и через формируемую собственную сеть продаж. Предполагаемые рынки сбыта - Самара, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Пенза и Сызрань. В дальнейшем Кох рассчитывал вывести на этот же рынок хризантемы, лилии и букетную траву, для выращивания которых компания намеревалась построить дополнительный оранжерейный комплекс.
Однако, вопреки ожиданиям, владельцу «Автоблока» не удалось кардинальным образом изменить цветочный рынок Поволжья и создать серьезную конкуренцию действующим игрокам. После смерти основателя цветочного актива Рейнгольда Коха его сын Альфред решил продать оранжерею. Тогда, в 2006 году, собственники оценивали ее в $7 млн. Участники рынка считали эту цену слишком завышенной. В результате в течение трех лет компания так и не смогла продать тепличный комплекс.
Теперь он вновь выставлен на продажу, но на этот раз владелец оценил его в $2,11 млн. По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, при сделке вполне вероятен определенный дисконт, так как заявленная сумма в текущих условиях представляется довольно высокой. Хотя финансовое состояние бизнеса, представленное собственником в объявлении о продаже тепличного комплекса, эксперт оценивает как весьма благоприятное. Чистая прибыль предприятия, по данным собственника, составляет $11,97 тыс. в месяц. Штат сотрудников оранжереи - 30 человек.
По словам представителя Альфреда Коха Анатолия Сидорова, занимающегося реализацией цветочного бизнеса, претендентов на покупку актива пока нет. Однако «сыграть» может тот факт, что тепличный комплекс интересен не только для профильных игроков рынка. Надо принимать во внимание импортеров, планирующих диверсифицировать свой бизнес и снизить валютные риски за счет развития внутреннего производства.
Продажу тепличного комплекса, а также снижение его стоимости по сравнению с 2006 годом в 3,5 раза можно считать вполне логичным процессом. По мнению аналитиков, компания элементарно не смогла справиться с конкуренцией импортеров цветов, которые являются основными поставщиками для самарских салонов (местные хозяйства по выращиванию цветов обеспечивают ничтожно малую долю рынка, а вкладывать средства в развитие теплиц инвесторы не спешат). Кроме того, бизнес тольяттинских цветоводов могла подорвать и конкуренция со стороны пензенских производителей, в частности, Мокшанский тепличный комплекс.
АНАСТАСИЯ ВИШНЯКОВА,
«Время»
www.time-samara.ru