Тольяттинские убийства
Тольятти приобрел сомнительную репутацию места, где работники средств массовой информации регулярно становятся мишенями убийств.
Первым стал Андрей Уланов (1995), затем Николай Лапин (1997), вскоре один за другим – генеральный директор компании «Лада-ТВ» Сергей Иванов и ее главный редактор Сергей Логинов в сентябре и октябре 2000 г.
После первой смерти возникло предположение, что, распределив сферы влияния в промышленности, полукриминальный бизнес обратил свое внимание на средства массовой информации.
Валерий Иванов, главный редактор «Тольяттинского обозрения», был застрелен около 23 часов 29 апреля 2002 года в своей машине. К машине, стоящей возле его дома, подошел человек и постучал в окно водителя. Когда Иванов опустил стекло, чтобы узнать, чего тот хочет, убийца выстрелил в упор шесть раз. Через полтора года был зарезан друг Иванова и его преемник в «Тольяттинском обозрении» Алексей Сидоров.
Валерий Иванов
Валерий Иванов сам создал «Тольяттинское обозрение» в 1996 году. Финансирование предоставил его друг, бизнесмен Геннадий Шкавров. Вопреки распространенному мнению, Иванову принадлежал лишь 1% акций газеты. С самого начала Алексей Сидоров активно помогал в работе, а его отец, профессор политехнического института, способствовал аренде первого помещения для офиса. Вскоре газета, которая тогда выходила 2-3 раза в неделю, стала популярной, и сотрудники смогли переехать в собственный офис в центре города.
Одной из причин успеха «Обозрения» было то, что газета стала первым изданием в Тольятти, публикующим материалы о серьезных проблемах города и области, связанных с бытовой и организованной преступностью. В постоянном отделе газеты писалось о криминальном мире города и о борьбе правоохранительных органов с преступниками; скоро это стало основной тематикой издания, ей выделялось несколько полос, включая первую.
Версии
В том, что убийство было заказным, согласны все. Существуют лишь различия в интерпретациях причин устранения Иванова.
Заместитель начальника криминальной милиции Юрий Куленкович говорит, что заказали и оплатили убийство Валерия Иванова местные криминальные авторитеты из-за конфликтных отношений с главным редактором «Тольяттинского обозрения». Им не понравилась серия публикаций о «Чеченской» преступной группировке, которую они контролировали в Тольятти. Отказавшись взять деньги за прекращение публикаций, Иванов стал получать угрозы.
Их пути пересеклись снова, когда Иванов, уже член Думы, стал настаивать на открытом тендере на поставку горюче-смазочных материалов в город и добился более выгодных условий. Это привело к падению завышенных «чеченцами» цен на ГСМ. Друзья Иванова из правоохранительных органов предупредили его, что он становится мишенью.
Коллеги журналиста также поддерживают эти два предположения, которые широко обсуждались в «Тольяттинском обозрении». Третья версия выдвинута местными журналистами, будто за убийством Валерия Иванова стоит местный лидер «Единой России» Владимир Кожухов. Вдова Иванова Елена настаивает больше на политическом мотиве убийства: она была против того, чтобы муж шел в Думу, но у него было большое политическое будущее, и она не смогла разубедить его. О его работе в газете Елена знала мало.
После смерти Валерия она осталась жить в той же квартире с дочерью. Коллеги, приходившие выразить соболезнование, были поражены скромностью обстановки. По словам Елены, у семьи никогда не было больших денег.
Расследование
Прокуратурой 30 апреля 2002 года возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 105 УК РФ, п. «з» («Убийство, совершенное из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом»). Официальные лица правоохранительных органов и прокуратуры в первые же недели расследования сообщали публично, что это было заказное убийство, связанное с профессиональной деятельностью журналиста Валерия Иванова. Тогда же и позже они неоднократно заявляли, что им известны заказчики и исполнители убийства.
Однако позже следствие было приостановлено «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» (п.1, ч.1 статьи 208 УПК РФ). Почти три года спустя, 10 марта 2005 г., дело было возобновлено со сроком следствия один месяц, который был затем продлен до августа. Потом следствие было опять приостановлено. Были известны два основных подозреваемых – Игорь Сиротенко и Сулейман Ахмадов, давно прозванные «чеченцами», но они покинули Тольятти вскоре после убийства. В настоящее время милиция признает, что так как оба предполагаемых участника преступления – посредник и исполнитель – уже мертвы, доказательств для привлечения кого-либо к ответственности недостаточно.
Трудно судить о качестве следствия, потому что обширные материалы дела до сих пор недоступны, даже для вдовы Валерия Елены и ее адвоката Карена Нерсисяна.
Коллеги убитого журналиста не скрывали своих сомнений в эффективности расследования. У Иванова были очень натянутые отношения с руководством тольяттинского УВД. Глава Автозаводского РУВД, на территории которого был убит Иванов, Александр Черноиванов неоднократно судился с «ТО» и не скрывал негативного отношения к его редактору. К тому же у оперативников РУВД практически отсутствовал опыт раскрытия заказных убийств.
Назначенная городской администрацией награда в 1 млн рублей за раскрытие преступления, а также взятие его на личный контроль Генеральным прокурором РФ Владимиром Устиновым делу не помогли. Следственную группу, работавшую по делу Иванова, сократили в несколько раз. За год у нее сменилось три руководителя.
В ходе следствия допрошены многие местные политики, бизнесмены, а также лидеры и члены различных преступных группировок. Проведена даже эксгумация и экспертиза тела человека, подозреваемого в убийстве Иванова. Неизвестно, однако, были ли допрошены Сиротенко и Ахмадов.
В настоящее время дела об убийствах Валерия Иванова и его преемника Алексея Сидорова находятся в ведении следователя Андрея Осипова. Он работает под началом нового Следственного комитета при Генеральной прокуратуре. Следователь, ссылаясь на «тайну следствия», отказался разговаривать с журналисткой Еленой Милашиной, которая вновь расследовала эти два дела для Фонда защиты гласности.
"Самарская газета"
19.06.2009
|